Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Технологии социокультурного проектирования

Страницы: 1 2 След.
Ответить
RSS
Технологии социокультурного проектирования, Обсуждение проблем создания и продвижения социальных проектов
 
Социальное проектирование. Дайджест
Как известно, социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация — сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются, что находит свое отражение в концепции проекта. Таким образом, социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ БАЗУ проекта определяют ценности, нормы и идеалы. Ценности — это разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться  и основных средств их достижения. Ценность — то, что позволяет ориентироваться в социальной среде, они образуют основу социокультурных позитивных установок и запретов и базируется на противопоставлении «добра» и «зла». В технологии проектирования ценности, являясь императивом (жизненным ориентиром) поведения,  определяют цель проекта, но не МОГУТ ПОСТУЛИРОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ. Ценностная ориентация социального проектирования выдвигает проблему идеала. Идеал — выражение желаемого и должного. Когда мы разрабатываем проект, направленный на внедрение здорового образа жизни, то исходим из общепринятого толкования здоровья, мы ориентированы на присущий нашему обществу, культуре и нашему времени идеал. Направленность на достижение идеала — еще одна сторона социального проектирования. Таким образом, мировоззренческой основой проекта являются ценности, нормы, ценностно-нормативные установки и идеал. Технологической основой проекта является понятие «инновация».
Социальный проект    
Латинское projicio переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», projectus буквально означает «брошенный вперед». В английском языке project — это что-либо, что задумывается или планируется, то, что изменяет наш мир.
Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент — решимость осуществить задуманное изменение…  (воспроизведено по: Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003).

В научной дисциплине «управление проектами» (project management) даются различные определения понятия проекта. Приведем некоторые из них.

Проект - система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.  Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество. Приведем более простую  формулировка определяемого понятия: социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления.

Специалисты в области технологии управления проектами дают такое определение проекта: всякий раз, когда вы хотите что-то изменить, а это требует времени и средств, — это проект. В этом рабочем определении проекта ясно показана роль важнейшего источника проекта — его автора и исполнителя.

Предмет социального проектирования
На вопрос  «что проектируется?»  специалисты дают такие ответы: проектируется создание ценности. Однако такой ответ может повергнуть начинающего проектировщика в заблуждение,  и, как следствие,  спровоцировать типичные ошибки: позиционирование ценности в качестве  цели проекта (повышение духовности, нравственности и т.д. ).  Дело в том, что в ходе в ходе реализации проекта ценность предстает в той или иной форме. И эти формы могут быть разнообразны: нормы поведения, образ жизни, род социальной деятельности.

Объект проектирования
Новая вещь. В результате реализации проекта может появиться новая вещь, предмет - оборудование, здание, сооружение, комплекс, город и т. д.

Новые свойства старой вещи. Проектироваться могут новые свойства — назначение и функции старой вещи. Каждый имеет опыт такого перепрофилирования старых вещей в обыденной жизни, и от этого опыта — только шаг для применения аналогичной технологии в социальном проектировании. Поэтому пути идут проектироващики на Западе, работающие в сфере культурных индустрий (новый подход к использованию старых промышленных сооружений). В России примером такого проекта является  «Винзавод».

Услуга.  Предметом социального проектирования может стать услуга. Услугами называют результат полезной деятельности отдельных лиц, а также организаций, направленной на удовлетворение определенных потребностей людей. Социальными услугами обычно признаются такие, которые направлены на оказание поддержки и помощи слабо защищенным слоям населения.

Организация. Один из объектов проектирования часто является  организация. Хотя обычно понятно, что имеют в виду, когда говорят организации, все же уточним, что организацию принято рассматривать как 1) объединение людей для достижения определенной цели), 2) процесс - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), 3) воздействие - упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта.
Все формы организации предполагают наличие, по крайней мере, одного человека и хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение общественных или личных потребностей, а также создание какого-то продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной). Эти характеристики показывают, в каком направлении ведется проектирование разных организаций — общественного объединения, учреждения, реабилитационного центра, художественной студии и т. п.

Мероприятие. Подготовка мероприятий также может вестись с применением подходов, характерных для социального проектирования. Это прежде всего относится к массовым праздникам (Олимпийские игры, праздники городов, выставки и т. д.). В последние годы все чаще специализированные массовые праздники стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на человека. В последнее время довольно часто используется соединения спорта и художественного творчества (классика, авангард, высокая мода и т.д.), выходящие за пределы прямого назначения того или иного праздника, стали использоваться гораздо шире.

Невещные свойства и отношения как предмет проектирования.
Среди других предметов социального проектирования выделяются такие, которые не предполагают производства той или иной вещи, создания чего-то материально ощутимого. Точнее, в некоторых случаях появляется и вещь, и даже, по видимости, именно вещи придается особое значение, но на деле создаваемой ценностью становится нечто другое. Такова, например, мода. Здесь главное - не образец  одежды или мебели, а  то, что называют «модным поведением», особым ценностным отношением к окружающему миру, строящемся на представлениях о престиже. Мода — территория инноваций, неординарных, нередко очень субъективных решений, которые через механизмы подражания получают широкое распространение. Мода создается главным образом как средство социальной дифференциации. Ориентация на моду одновременно представляет собой ориентацию на ту или иную элитную группу общества
Близкие механизмы лежат в проектировании систем воздействия — идеологий, систем воспитания, рекламы и т.д. В этих системах имеет значение и идейная конструкция (концепция), и соответствующие инструменты внедрения идей в головы людей. В итоге проектируется запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий).
Специальным предметом проектирования в нематериальной сфере стал имидж лидера, организации, товара и т. д. с целью закрепления положительной реакции на него людей. Имиджем (англ. image — образ, изображение) называют особый набор социально-психологических импульсов, который создаст у «значимого другого» положительную реакцию на носителя имиджа. Работа по созданию имиджей стала профессиональной деятельностью особых специалистов — имиджмейкеров.

Законопроект. Особым предметом социального проектирования является законопроект или проект другого нормативного правового акта. Такая деятельность имеет свои возможности и свой ограничения, определяемые правовой формой, которую имеет ожидаемый результат.

Типология социальных проектов
Существуют  различные типологии социальных проектов.
Исходя из конечных результатов проекты делят на социальные и коммерческие, последние предполагают извлечение прибыли.
Типология социальных проектов может строиться по содержательному основанию. В соответствии с такой классификацией выделяются социальные проекты и программы историко-культурной направленности, оздоровительные программы, социально-педагогические проекты и т.д.
По характеру проектируемых изменений социальные проекты иногда делят на инновационные и поддерживающие. В принципе, любой социальный проект характеризуется инновационными свойствами. Но при выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок. Особенно явно эта специфика прослеживается на примере научно-технических проектов. В социальной сфере инновация связывается с осмыслением  (и проектирование) социальных процессов.  Именно этот аспект отражен в определении понятие «социокультурного проектирования», данное Сергеем Зуевым:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ  В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ – ЭТО УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ.
Поддерживающие проекты решают задачи, например, экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры (проекты, направленные на сохранение и использование культурного достояния). Поддерживающие проекты также называют реанимационными, реставрационными.
Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.
В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов и т. д.). Примером тому может экспедиции Федора Конюхова, которые переросли рамки сугубо научных мероприятия, имеющие значение для узкого круга специалистов. Его экспедиции  стали фактами общественного сознания, отразились в организации туризма, образовательных услуг  для детей и юношества и т.д.
Если бы экспедиции Федора Конюхова предусматривал лишь собственно научные цели, то в нем не обнаруживались бы признаки социального проекта.  Научный проект перерастает в социальный, когда результаты изобретений, открытий преодолеют грань между сферой науки и сферой обыденной жизни большого количества людей. Граница социального в научных открытиях и технических и технологических разработках подвижна и легко изменяется в зависимости от контекста. Это легко увидеть на примере различных выставок, где то или иное изобретение, промышленный образец приобретает статус экспоната, а значит — и новое содержание. Примером тому является когда-то существовавшая в изначально задуманной форме выставка ВДНХ в Москве или история всемирных промышленных выставок, возникших во второй половине. Другим примером является появление интернета, когда научно-техническое изобретение стало выполнять социальные функции (коммуникативные, познавательные и т.д.)
Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические и др. В практике социального проектирования  включение лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в социальной реабилитации, в те или иные культурные проекты приобретает большое значение в технологиях социальной работы. Замечательным примером такого подхода является проект «У солдата выходной», разработанный областной юношеской библиотекой г. Вологды. В мировой практике примером подобного подхода является балет, поставленный француженкой А.Арден с участием инвалидов-колясочников  и профессиональных танцовщиков. При этом постановка трактовалась не только, как благотворительное и реабилитационное мероприятие, но и как эстетическое действо.

Типы проектов по особенностям финансирования. Безусловно, социальные проекты нуждаются в финансировании. Но очевидно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием. Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях. В мировой практике негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов, использующих смешанную модель финансирования (фандрайзинг). Такой подход позволяет аккумулировать средства из разных источников, т.к. каждый из этих финансовых источников в отдельности не в состоянии финансово обеспечить проект полностью. В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования, как, например, по условиям финансирования из средств федеральной целевой программы «Культура России». Классификация социальных проектов по особенностям финансирования основывается на выделении в качестве типообразующего такого способа финансового обеспечения, который является основным. В силу этого мы выделяем инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

Инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Основа инвестиционного проекта – бизнес-план. Инвестор вкладывает деньги в проект в том случае, если он отвечает его основной цели  - получение максимальной прибыли. Это обстоятельство резко снижает возможность стать инвестиционными для значительной части социальных проектов.

Разработка социального проекта.  Социальный проект как текст
Если в основе проектной идеи (замысла) лежит создание организации, то проект закончится появлением организации. Однако появлению организации, новой услуги, продукта предшествует деятельность по обдумыванию, оформлению замысла, когда организация (услуга, продукт) существует только в головах проектировщиков и на бумаге.


Проект  — это еще и текстовое описание наших целей, возможностей и действий.
В процессе осуществления проектов целый ряд его этапов связан с текстовой работой. Чтобы увидеть это, посмотрим на структуру жизненного цикла проекта.
Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи — установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам выделяют следующие основных следующие этапы:
— Разработка концепции проекта.
— Оценка жизнеспособности проекта.
— Планирование проекта.
— Составление бюджета.
— Защита проекта.
— Предварительный контроль.
— Этап реализации проекта.
— Коррекция проекта по итогам мониторинга.
— Завершение работ по проекту.
Значительная часть работы, как видим, проводится до фазы реализации проекта. До фазы реализации проект существует, как текст.

Источники: Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003; Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - СПб, 1997; материалы курса Сергея Эдуардовича Зуева   http://www.msses.ru/education/faculties/cm/professors/detail.php?ID=307
 
Уважаемые коллеги. Я буду рада включиться в Вашу орггруппу по разработке проектов в качестве советчика, внешнего рецензента, критика и придумщика) Если у Вас есть необходимость в помощи при разработке проекта, пожалуйста, обращайтесь ко мне по телефоне или электронной почте, будем вместе придумывать проект)
 
Презентация "Технологии социального проектирования". Составитель - Ирина Евгеньевна Чекулаева, ведущий специалист сектора проектов развития управления культурной политики Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Скачать презентацию в формате PowerPoint.
 
Презентация "Социокультурное проектирование. Основы технологии".

Скачать презентацию в формате PowerPoint.
 
В помощь разработчикам социальных проектов.

Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. СПб, 2007.

Скачать в формате PDF.
 
В помощь разработчикам социальных проектов.

Зуев С.Э. Методические рекомендации к лекционному курсу "Проектирование и управление изменениями"

Скачать в формате PDF.
 
Памятка разработчикам проекта

Формулирование проблемы – описание социальной ситуации и социальной проблемы, на решение которой направлен проект. При описании ситуации необходимо обозначить круг людей, которых касается эта проблема, привести количественную и качественную информацию. Формулирование проблемы должно отражать не внутренние проблемы организации, а проблемы в обществе, которые организация, разрабатывающая проект, хочет решить.

Определение цели.

Цель - это то, ради чего задумывается проект.

Задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения цели проекта. Эти изменения должны произойти в процессе реализации проекта.

Цель и задачи проекта логично вытекают из поставленной проблемы.

Организационный план.

Организационный план проекта должен пояснить, как реализуется проект для достижения поставленных задач. Оргплан отражает следующие аспекты:

Кто будет отвечать за выполнение поставленных задач?

Что будет сделано (мероприятия)?

Какие ресурсы будут задействованы при выполнении задач?

Каковы сроки выполнения задач?

Не следует смешивать задачи и методы выполнения проекта.


Оценка выполнения проекта.

Необходимо определить конкретные методы оценки степени эффективности проекта. Это необходимо для того, чтобы можно было понять, насколько удалось достичь поставленных в проекте задач. Оценка может проводиться разными путями, используя количественные и качественные показатели. Оценка проводится для того, чтобы убедиться, на сколько успешно продвигается выполнение задач, предусмотренных в проекте.

Бюджет проекта.

Бюджет должен включать достоверную финансовую информацию. Обозначьте срок бюджета. Возможно написание двух вариантов бюджета. Первый покажет стоимость всего проекта в целом, тогда, как цель второго - показать стоимость каждого шага проекта. При определении бюджета возможно внесение поправок на инфляцию. Покажите другие источники финансирования, кроме государственного финансирования. Если Ваша организация использует собственные ресурсы (транспорт, помещение и т.д.) для выполнения проекта, то не забудьте перечислить их, как собственный вклад. Этот вклад имеет свою «цену», и пришлось платить бы за них в случае их отсутствия.

Общие рекомендации по написанию проекта.

Четко и ясно.

В процессе подготовки проекта не оставляйте без внимания такие основные правила:
  • Используйте слова, которые обозначают завершенность (подготовить, изменить, увеличить, организовать, выполнить)
  • Пользуйтесь критериями SMART, формулируя задачи:
    S specific - конкретность
    M measurable - исчисляемость
    A area-specific - территориальность
    R realistic - реалистичность
    T time-bound - определенность по времени (временные рамки)
  • Мысли излагайте коротко, ясно, интересно.
Общие критерии оценки проекта.

Необходимо обратить внимание на ясность поставленных целей, задач, Насколько реалистичной является поставленная цель? Приведет ли реализация проекта к изменению существующей ситуации? Кто будет пользоваться результатами реализованного проекта? Насколько точны методы и план реализации проекта? Ясны ли методы оценки результатов реализации проекта? Насколько реалистичный и соответствующий для реализации поставленных задач бюджет? Показана ли финансовая и моральная поддержка спонсоров?

 
 
Опыт участия муниципальных учреждений культуры в разработке социальных проектов в рамках работы «Межрегионального Центра подготовки мастеров сопровождения инициатив».
Смотреть Проекты 2011 г
 
6 и 7декабря 2011 года  на базе МБУК «Дворец культуры «Северный» (г. Череповец) заведующей отделом информационных технологий Тимофеевой  Ярославой  Борисовной был проведен семинар по теме «Технологии социокультурного проектирования». Его слушателями стали 15 специалистов городских дворцов культуры: «Аммофос», «Строитель», «Северный». Материал семинара был очень содержательным, излагался живо и эмоционально, в доступной  форме. Занятия проходили в интерактивном режиме, что позволило поднять их эффективность. Кроме того, Ярослава Борисовна провела индивидуальные занятия с участниками семинара, пожелавшими получить консультации по работе над собственными  проектами.
   От имени всех участников семинара, руководства дворцов культуры выражаю огромную благодарность Ярославе Борисовне за высокий профессионализм и искреннее желание на безвозмездной основе оказать методическую помощь коллегам.

С уважением
и надеждой на дальнейшее сотрудничество,
директор ДК «Северный»   М. А. Туманова
 
Спасибо, дорогая Марина Александровна! Всегда рада помочь!:)
Страницы: 1 2 След.
Ответить
Читают тему (гостей: 1)
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить файлы
Отправить Отменить
 



Новые издания

Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли.Гаютинская роспись
Гладышева О.К. Росписи Вологодской земли. Гаютинская роспись
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

Великоустюгский район
Автор-составитель - С.А. Мальцева, верстка - Н.А. Подосокорская

МБУК «Центр ...


Новое на форуме