Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

В музее "Русская изба" г. Белозерска открылась выставка «Всякая приспособа на куфне бабе подмога», посвященная традиционной народной кухне Белозерья

28.04.2017

Как считают сотрудники Белозерского областного краеведческого музея, выставка «Всякая приспособа на куфне бабе подмога», окажет содействие развитию такого направления туристической деятельности, как гастрономический туризм.

На вкусной выставке кухонной утвари

Этнический туризм сегодня является одним из востребованных видов туризма в России. А почему? - Специалисты-аналитики, работающие в туристической отрасли, считают, что этнический туризм будет востребован и в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается с большой скоростью. Этот вывод можно подтвердить хотя бы на таком простом примере, как постепенная утрата в нашем городе обликов старинных домов в связи с их ремонтами и сайдинговой облицовкой, с заменой рам старого образца с традиционными переплетами на новые оконные блоки…

Показатели деятельности учреждений культуры Белозерского района убеждают нас в том, что данный вид туризма в настоящее время очень интересен практически для туристов всех возрастов, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков.

Для развития этнического туризма Белозерский музей широко использует выставки музейных предметов из фондовых запасников. И, в первую очередь, этим занимается «Русская изба». Как отметила директор Белозерского музея Т.В. Залогина, народная традиционная культура сегодня представлена музеями и экспозициями во всех районах Вологодской области: «Самый большой, образцовый в этом плане музей на Вологодчине - архитектурно-этнографический музей в Семенково. По сравнению с ним, наш этнографический музей «Русская изба» выглядит очень скромно, располагается в неприспособленном здании. Однако интерес к «Русской избе»у туристов не ослабевает. Это заметно и по тому, как формируются экскурсионные программы для групп, путешествующих на теплоходах, и по посещаемости музея индивидуальными посетителями. Туроператоры регулярно выбирают этнографические экскурсиии, как правило, отзывы оставляют положительные».

***

В преддверии нового туристического сезона в этнографическом музее «Русская изба» открылась долгосрочная выставка «Всякая приспособа на куфне бабе подмога». Первыми ее посетителями стали студенты 4-а группы Белозерского индустриально-педагогического колледжа и Г.М.Рогозина, преподаватель уроков по Программе «Краеведение.Туристско-краеведческая деятельность». «Эта группа четвертый год посещают фольклорные посиделки, интерактивные программы, рассказывающие о народной традиционной культуре Белозерского края и Вологодской области. По сути, здесь для них проводятся наглядные уроки краеведения, старина оживает, - говорит Галина Михайловна. – Такое погружение в народную культуру дает возможность лучше понять родную историю, расширяет кругозор будущих учителей, вызывает интерес к профессии музейщика. Знания по краеведению всегда могут пригодиться молодым людям, возможно, некоторые из них придут работать в туристскую сферу. Наши выпускники уже и сейчас в ней работают».

Во время экскурсии по выставке, которую провели заведующая музеем Н.И.Трошина и научные сотрудники А.А.Кузина и О.С.Гузеева, девушки и юноши узнали много любопытных сведений о кухонной утвари Белозерского края конца 19, начала 20 веков, своими глазами на нее полюбовались, познакомились с рецептами приготовления различных блюд белозерской кухни. И даже попробовали вручную, используя кринку, сливки и мутовку, «сбить», то есть приготовить, натуральное сливочное масло. Так в деревне в старину хозяйки вечерами сбивал мутовкойна масло домашнюю сметану, сливки или прокисшее молоко.

Если б вы видели, как настойчиво трудились над взбиванием из сливок масла студенты!.. Делали они это с большим азартом и охотой. По очереди подходили к кринке со сливками и крутили, крутили мутовку!.. И малюсенький комочек маслица-сырца появился-таки!

***

«Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, - рассказывала Н.И.Трошина. - Кухонная утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол. Она передавалась по наследству, служила нескольким поколениям и потому делалась добротно, причем большая часть утвари была самодельной. Каждый предмет, представленный в витрине, имеет свою историю, прожил свою жизнь, большинство предметов уже вышли из употребления»

С интересом слушала молодежь о месте кухни в крестьянском хозяйстве, об особенностях приготовления пищи. И оживали картинки из жизни крестьянской семьи: вот хозяйка просыпается еще до восхода солнца, топит печь, печет блины, готовит «пойло» для скота. Ставит большие чугуны в печь, достает их с помощью ухвата… И все эти предметы утвари, о которой идет речь, располагаются в витрине:рукотерник, подойник, лохань, рукомойник,ступа, корчаги-пивники,лопата хлебная …С особой народной интонацией, с шутками-прибаутками, диалектными словами и байками рассказчицы переносят экскурсантов в прошлое…В прошлое, где «большуха» (хозяйка) в горшках, чугунках, кринках готовила наивкуснейшие и наиполезнейшие каши, похлебки, топленое молоко, щи. Пекла хлеб и тесто под него заквашивала в специальной посуде – квашне с помощью мутовки.«А вот и мутовка, ребята! – показывает сотрудник музея мутовку, изготовленную из частей тонкого ствола сосны (использовали и ель). – А знаете, почему хлеб назвали «ситным»? – Потому что для его выпечки использовали муку, просеянную через сито. А «решетный» - для него муку просеивали через решето!»

Вот так, слушая повествование, парни и девушки не только представили кухню своих предков, но и оценили полезность ее традиций. Обратили, например, внимание на то, какое место отводилось кашам. «По обычаю, кашу ели с маслом, молоком, простоквашей, с растопленной сметаной», - запоминали они. Сотрудникам музея «Русская изба» надо отдать должное: они постоянно привлекают внимание своих посетителей, особенно детей, к полезности каш, рассказывая о них во время проведения фольклорных праздников.

Узнали ребята на экскурсии и о том, как в Древней Руси появились «бутерброды»: оказывается, наши предки иногда вместо тарелки использовали большие ломти хлеба. На эти ломти можно было положить куски мяса, рыбы. Хлебные тарелки потом… съедались.

Посуда, на которой еда подавалась на стол, - это тоже составная часть уклада жизни наших прадедов, имеющая отношение не только к приему пищи как утолению голода, но и как устроению отношений. Тут тоже свои маленькие секреты, свой порядок.У каждого члена семьи быласвояложка. Ложки украшались росписью или резьбой. В крестьянском быту были распространены главным образом деревянные блюда, а металлические встречались в богатых семьях. На блюде в будние дни подавались рыба, мясо, каша, капуста и другие «густые» кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. На блюдах, украшенных росписью и резьбой, хозяйка подавала на стол блины, пироги, булочки, пряники в праздничные дни.

Особое внимание на выставке уделено традициям русского чаепития, истории появления самовара, который был показателем достатка семьи.«Расцвет русского самовара приходится на конец восемнадцатого века, начало девятнадцатого. До этого времени и чай был дорог, да и самовар мог себе позволить только очень состоятельный человек, - реченькой лился «вкусный» рассказо русском чаепитии. -Купцы оценивали самовар в 4 рубля 80 копеек. Для сравнения, хорошая изба в то время стоила 10 рублей). Самовар включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили».

Открывшаяся выставка «Всякая приспособа на куфне бабе подмога», думается, окажет содействие развитию такого направления туристической деятельности, как гастрономический туризм, распространение которого в Белозерском районе еще только наметилось. Однако к гастрономическому туризму интерес у туристов растет в том числе и из-за усиления популярности здорового образа жизни, здорового питания и тяготения к натуральным продуктам из глубинки.

Поэтому очень ценно повествование на выставке о природных материалах, из которых изготавливалась кухонная посуда. Здесь можно узнать, к примеру, что для заготовки впрок солений, квашений, мочений использовалась особая утварь.Это разнообразные бочки –деревянные емкости для хранения жидких, сухих сыпучих веществ, продуктов. Распространены были деревянные бондарные бочки. Для их изготовления использовались различные породы дерева. Наливные бочки делались из дуба, так как дуб убивает всю гниль и микробы. Прежде чем наполнить бочку продуктами, хозяйка предварительно ее мыла мочалом и запаривала в ней вересковый или березовый веник. Опускала в воду раскаленные камни, используя специальное приспособление – клещи. В таких бочках хранили пиво, квас, медовуху, брагу и разную солонину.

***

«Когда делали выставку о кухонной утвари, то решили уделить внимание не только предметам старины, но и использовать воспоминания местных жителей с их жизненным опытом, чтобы на выставке незримо присутствовали люди. О них сотрудники музея рассказывают со ссылками на фотографии и воспоминания жителей района, родившихся в начале 20 века. Материалы были собраны во время научно-исследовательских экспедиций. В строительстве выставки принимали также участие научные сотрудники А.Н.Волов и И.И.Малеева, - пояснила Т.В.Залогина. - Тема белозерской кухни постепенно получает развитие при взаимодействии музея с его экскурсионными программами и местных предприятий питания, которые готовят уху из судака, пироги-рыбники, различную выпечку с местными деликатесами. Появляются фирменные блюда. Так, например, ресторан SEA SIDEготовит изумительно вкусное блюдо – белозерский снеток в кляре».

Может быть, предприятия питания заинтересуются старинными рецептами и освоят их на своих кухнях? И в этом им помогут музейщики. Ведь отныне в музее будут храниться старинные рецепты. О выпекании хлеба рецепт записан со слов Е.А.Овчинниковой из д.Проскурино, как испечь колоб (пирог с соломатой), поведала Т.К.Алипова из д. Макино, «Хворосты- кудри» - Н.Я. Клубкова из д. Монастырская, как приготовить овсяный кисель, рассказала О.О. Дороничеваиз г. Белозерска, селянку со снетком по-белозерски – А.Я.Петухова из д. Панкратовка. Как приготовить похлебку с сущиком, «Подхолодное» рассказала В.И. Сысоеваиз д. Хлопузово, как испечь драчену, научила Е.А.Полыгалова из д. Агеево.

Есть еще рецепты, записанные со слов О.В. Гордеевой, М.А. Кручининой, Е.А.Смирновой и Е.М. Яковлевой из г. Белозерска, А.К. Прохоровой из д. Зуево, А.И.Богдановой из д. Фетинино, Н.А.Порошиной из д. Глушково.

А как хороши рецепты приготовления таких угощений для детей, как «Петушки», «Лакомки» из свеклы! «Свеклу целиком выкладываю на противень. Ставлю в метеную печь протомиться. Когда станет мягкой, достаю. Стужу и режу брусочками. Потом обваливаю в сахарной пудре. На смазанный маслом противень выкладываю и опять ставлю в печь вялиться. А пудру-то вот как делаю. Куски сахара раскладываю на холщевом полотенце, закрываю другим полотнищем и раскатываю скалкой до порошка. Робятам такие конфетки больно нравятся»,- рассказала Е.М.Яковлева.

На выставке парням и девушкам поведали рецепт знаменитого белозерского свадебного пирога-рыбника «На веки вечные» (звучит как наказ молодым – жить вместе, не расставаться!). Читаешь рецепт и представляешь вечер в семье накануне свадебного пира. Он записан со слов А.К.Прохоровой из д. Зуево: «Теплого молока в квашонку, свежих дрожжей туды положу, муцьки немного и ставлю в теплое место, на шесток или куды потеплее. Эва, к ночесь-то встаю и тесто замешиваю, муки добавляю, яйца, сахарку, да соль. Вот и ходит. Поднимется так хорошо. Не один раз умну мутовоцькой. Утром тесто раскатаю на противень. Рыбу вычищу, тряпоцькой холщевой высушу. Так с головой целиком в тесто и укладываю. Печенку да икру рыбью положу. Лучку добавлю. Сверху тестом закрываю. Вилкой дыр натыкаю. Закрытые пироги пекут. А уж как спецется пирог, помазком маслицем помажу элак. Да корку-то у нас не режут, ломают».

…Читаешь рецепты и слышишь живой местный говор прошлых веков. На рецептах этих лежит печать гостеприимства, хлебосольности, предприимчивости нашего народа, умевшего из нехитрых продуктов местного происхождения приготовить и накормить всякого, кто придет в дом. Это устои нашей культуры, когда «гость на порог – ставь самовар и пирог». 

Татьяна Гаврилова


Возврат к списку



Издания на заказ

Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте