Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Зимние календарные праздники и обряды

  • Обход домов на Филиппово заговенье (сбор "заговенья")
  • Рождественско-новогоднее обрядовое печенье
  • Обходы домов на Рождество и Новый год (колядование, сбор "коровушек и "васильков")
  • Святочные гадания
  • Святочные игры
  • Крещенские обряды

  • Обход домов на Филиппово заговенье (сбор "заговенья")

    В Заговенье маленькие ребятишки собирали “заговенье”. То, что насобирают, ели. Взрослые так не ходили. Глинское, 066:27.
    Маленькие дети бегали с беседы собирать “заговенье”; кричали на мосту*: “Подайте-ко заговенья!”, потом заходили в избу. Хозяйка им отрезала кусок пирога или хлеба. Ягница, 074:20.
    На Заговенье раньше взрослые “артелями” ходили собирать “заговенье” — кричали под окошком. Им подавали, усаживали за стол. Глинское, 066:43.
    Дети ходили собирать “заговенье” днём, а взрослые — вечером. Глинское, 066:56.
    В Заговенье приходили девки, пели “Заговенье”, им выносили сочни из конопляного семени или рябины. Глинское, 066:64.
    “Заговенье” собирали взрослые ребята — “для смеху”. “Заговенье” просили — кричали под окошком, потом заходили в избу. Им накладывали в ведёрко щей, мяса, давали рогушки*. То, что соберут, они раздавали нищим старикам. Пленишник, 073:04,05.
    Молодёжь ходила собирать “заговенье” — просили у двери. Им давали щей, пирогов, молока, олашек. Собранное они отдавали бедным и ели сами. Пленишник, 074:01, 02.
    В Заговенье ходили ряженые — просили “загушки” и вина. Раменье, 067:13.
    Маленькие дети ходили с мостинкой* собирать “заговенье”. Женщины ходили собирать “загушки”; рядились в старинные домотканые сарафаны; рядились “цыганами” — с палкой, с “ребёнком” из тряпок. “Цыгане” “гадали”, им давали мяса, яиц, вина — собирали до ведра свинины. “Загушку” кричали под окошком. То, что соберут, ели сами. Плосково, 076:31, 32, 33.
    В зимнее Заговенье собирали “заговенье”. Ходили смешными ряжеными, “цыганами”; одевали шубу, шапку кверху мехом, обвязывались кушаком, мазались углем, на лицо надевали капроновый чулок, привязывали между ног морковину. Ряженые могли сами взять что-нибудь со стола. После того, как насобирают, в каком-нибудь доме устраивали угощенье.  Бор, 064:15.
    “Загушки” собирали пожилые — ходили с котелком, с корзинкой. Рядились цыганами, пели. Им давали похлёбку. Пленишник, 065:33
    В Заговенье перед Филипповкой* парни собирали яйца — кто что даст. Собирать ходили ряжеными: шубу вывернут, кушак навяжут, шапку наизнанку наденут, сажей намажутся. Потом парни и девки собирались и устраивали гулянье.  Ср.Чуди, 064:32.
    Вечером в Заговенье перед Филипповкой* молодые бабёнки рядились “в хорошее” и бегали по деревне с корзиной — собирали “заговенье” (куски): одна заходит в избу, а две на мосту* попляшут. Им в ведро наливали суп, щи; в корзинку клали пирога, рогушки, олашки — “заговеньем” называлось все, что подадут. Они потом дома собранное съедали.  Ягница, 069:19, 20, 21, 22.
    “Заговенье” собирали (“загушки просили”) взрослые ребята, девчонки, молодые женщины. Ходили вечером ряжеными с мостинкой*. Их приглашали в избу или выносили на улицу яиц, мяса — кто что даст; ряженые плясали. З.Чуди, 071:22, 23.
    В Заговенье вечером собирали “заговенье”. Ходили ряжеными — наряжались в старые бабкины “обряды”; пели “стих”. Ряженым лили молока, мясных щей, давали мяса, яиц, — у кого что есть. Потом они собирались в один дом и ели то, что насобирают. Пленишник, 066:02, 03.
    Если хозяева не дадут “заговенья”, то им “накладут матюгов”.  Пленишник, 065:05
    В Заговенье если хозяева ничего не дают собирающим, они “желают”: “Кто не даст пирога, дак корову за рога”. Глинское, 066:56.
    На мосту* пели: “Тётушка-бабушечка, подай кусок рогушечки...” и затем заходят в избу. Хозяйка подает. Если не подадут, пели плохую песню: “Летел кукшин*”.  Пленишник, 065:24

    См. также: Святочные игры: Ряженье


    Наверх


    Рождественско-новогоднее обрядовое печенье


    Обрядовое печенье в сочельники (сочни)
    В сочельники Рождества и Крещенья пекли из ржаной муки сочни, клали в них конопляное семя. Пленишник, 073:04


    Коровушки
    Бабушка делала из теста для детей “коровушки”. З.Чуди, 071:20.
    “Коровушки” делали на Рождество, потому что Христос родился в яслях. Н-Раменье, 072:06.
    В Новый год пекли “васильки” — “коровушки”; называли “васильками”, потому что в Новый год Васильи — именинники. З.Чуди, 071:22; Пленишник, 073:04.
    “Коровушки” дарили всем. Раменье, 067:11.

    Виды "коровушек", изготовление
    На Новый год делали из “тугого” теста “васильчики”: коровушек, лошадок, козлов, собак; их же называли “коровушками”. Вечером накануне праздника “коровушки” выносили на мороз, а утром ставили в печь.  Бор, 064:13.
    Накануне Рождества из теста делали “коровушки”: курочку, уточку, зайчика, птичку; выносили их на мороз. В Рождество “коровушки” “сажали” в печку и пекли, потом ели. Глинское, 066:26, 30.
    “Коровушек” (курочек, барашков) украшали басулинками*; делали носик, хвостик, рожки. Н-Раменье, 072:06.
    Делали из теста “коровушки”: украшенную височками* ёлку; кольцо из теста, на которое садили маленьких “птичек” с лапками, с хвостиком.  Пленишник, 065:12
    На Рождество делали из теста “коровушки”: барана, коровушку, курицу; их украшали — тряпочки мочили и прилепляли к тесту. Потом “коровушки” пекли в печи. Пленишник, 065:31, 33; 066:06.
    Из теста делали “коровушки”: коровушек, курочек, петушков, лошадок, зайчиков — всю скотину, какая есть. “Коровушек” украшали (“цветная коровушка”) — тестом прилепляли к бокам красивые тряпочки (височки), бумажки. “Коню”, чтобы стоял, в ноги вставляли спички. “Мигунки” делали — накатают шарики из теста и сразу съедают. Фигурки вечером выносили на мороз, утром кидали в кипяток и затем сажали в нежаркую печку. Пленишник, 066:08
    Вечером перед Рождеством делали целый противень “коровушек”: цыпушек, собачек, курочек, рыбинку. “Коровушки” делали из пресного теста (из пшеничной или, если нет пшеничной, из ржаной муки и воды, без соли). “Коровушки баские*” — украшенные височкам. В Рождество их пекли не в жаркой печке, чтобы не сгорели тряпочки. “Коровушки” съедали дети.  Пленишник, 073:04; 074: 05.
    Вечером из “крутого” теста делали целую сковородку “коровушек”: цыпушек (птичек), петушков, лошадок, собачек, рыбок, курочку-наседку, зайчика с гитарой, белочку с корзинкой и орехами, оленя с рогами, тройку лошадей с девочкой-кучером. “Коровушки” вечером выносили на мороз, а утром пекли вместе с пирогами. Потом их съедали ребятишки. Плосково, 076:36.
    Делали из теста “коровушки” — разные фигурки, все называются “коровушками”: птички, собачки, лошадки, мужики. “Барашек” — разрезали у фигурки ножиком ножки, делали рожки, обвивали жгутиком и заворачивали петельку. “Птичка” — в середочке ямочка-углубление; в нее клали “яички”. “Наседочка” — кружочек из теста, на который посажены маленькие “птички”. “Лошадь с санями” — в “сани” садили “мужиков”, “детей”. “Коровушек” украшали цветочками, петельками, разноцветными ниточками. Вечером их выносили на мост*, на холод, а утром пекли. Плосково, 076:42.
    Делали “тянитолкая” — сзади голова и спереди голова. Раменье, 067:16.
    На Рождество делали “баские” “коровушки” — на боках в тесте делали прорези и вставляли туда височки; из теста делали “веревочку” и сверху надевали на “коровушку”. Раменье, 067:11, 16.
    Вечером перед Рождеством делали “коровушки” — барашки и др. “Коровушке” делали рожки, обворачивали веревочку через спину и на хвостик. Слепленные “коровушки” выносили на мороз. Ср.Чуди, 064:34, 36.
    Из ржаной муки делали “коровушки” — с рогами, с ушами, с хвостом. Делали “курочку”. Ягница, 069:02, 03.
    На Рождество пекли “коровушки”: коровушек, рыбок, курочек, барашков, наседочку (“насадят на нее курочек”), большого быка, курочку (ей в клюв вкладывали тряпочки). “Коровушку” украшали — делали на спине из теста тарелочку и в нее клали украшения. Делали из теста “небольшую девчоночку” с головушкой, в платьице, с ножками, с ручками — “плаксу”; потом ее съедали. Делали “мигунки” (Пришел из соседней деревни парень, сказал: “Давай я тебе „ мигунков“ сделаю”; дала ему немного теста, он повертел и съел — “вот тебе и мигунок”). Ягница, 074:17, 19.
    Из теста делали “барашков”, “петушков”, “зайцев”. Украшали их ленточками. Ягница, 077:28.

    Назначение "коровушек": дарили парням
    Накануне Рождества делали “коровушки”. В Рождество на беседе девка дарила “коровушку” своему парню. Пленишник, 065:12
    На Рождество “коровушки” девушки дарили парням.  Ягница, 077:28.
    Парни просили: “Девки, давайте коровушок”. Девушки им дарили. Пленишник, 066:06; 074:05.
    Девушки для своих парней делали “коровушки”, украшенные тряпочками и в Рождество дарили, а парни в Крещенье приносили с базара конфеты и дарили девкам. Пленишник, 066:08; 073:04; Плосково, 076:36.
    Для парней девушки делали большую “коровушку” с височкам* (“баская коровушка”) — как курочка с цыплятами: на кольцо из теста по краям кругом садили цыпляток, в клюв вставляли височки; украшали плетешком из теста. Ее хранили до Крещенья; в Крещенье дарили парням, а парни покупали девкам семя (семечки). Ср.Чуди, 064:34, 36.
    В Петров день ребята с девками ходили в Весьегонск — парень покупал девке конфет, а девка в Рождество на гулянии дарила своему ухажеру “коровушку”. Девушка для парня делала большого “барана”, украшала его височкам.

    Пленишник, 065:31, 33.
    Назначение "коровушек": ставили на божницу
    Одну фигурку “васильчика” (“коровушку”) ставили к иконе. Бор, 064:13.
    “Коровушку” сразу, как испекут, ставили к иконке. Ср.Чуди, 064:36.
    “Коровушки” клали на божницу. Ягница, 074:19.
    В Рождество на божницу у икон ставили “коровушки”. Они стоят там до следующего Рождества. Через год их размачивают и съедают.  З.Чуди, 071:20.
    Накануне Рождества делали “коровушки”. Одну “коровушку” ставили к иконам, она стояла год. Через год ее отдавали скотине или относили на кладбище. Н-Раменье, 072:07.
    В Рождество к иконе ставили “коровушки” — “в год пускали”; ставили по фигурке каждого животного: “коровушку”, “лошадку”, “поросенка”, “овечку”, “курочек” — какую скотину держали, такую и “пускали”. “Коровушки” стояли у иконы целый год, чтобы скотина велась. Через год, в следующее Рождество, их размачивали и скармливали скотине. Пленишник, 073:04
    Первую испеченную “коровушку” ставят на божницу. Для божницы делали “коровушку” с рожками, навивали на рожки и заворачивали за хвостик тоненькую веревочку из теста. Через год, в Рождество, “коровушку” съедали. Пленишник, 074:05
    В Рождество к иконе ставили “коровушку” с рогами, украшенную золотиночками. Через год ее снимали с иконы и отдавали скотине.  Плосково, 076:36.
    Назначение "коровушек": одаривали колядовщиков

    См.: Обходы домов на Рождество и Новый год


    Наверх


    Обходы домов на Рождество и Новый год (колядование, сбор "коровушек и "васильков")

    Накануне Нового года и Рождества ходили ряжеными, просили “коровушек”. Хозяева подавали. Собирающие запоминали, кто какого “васильчика” (“коровушку”) дал. Бор, 064:11, 12, 13.
    В Рождество маленькие дети ходили по домам колядовать — собирали “коровушки”. “Коровушками” обменивались, потом их ели. Глинское, 066:30, 63.
    Маленькие в Рождество и в Новый год бегали с “Колядой”, у дома кричали. На Рождество собирали “коровушки”. В старый Новый год (накануне и в сам праздник) просили “васильчика” — любой пирог. Колядовщикам давали картофельные “натирыши”. З.Чуди, 071:13, 14, 16, 20.
    Днем в Новый год маленькие дети бегали просить “васильков” (пирога-ягодника, рогушки), заходили в избу. Старшие просили под окном “васильков” вечером накануне Нового года.  З.Чуди, 071:22.
    На Рождество дети ходили по домам, кричали под окошком — просили “коровушек”. Их приглашали в дом, давали “коровушки”. Дети их съедали. Н-Раменье, 072:06, 07; Ср.Чуди, 064:46, 47
    Вечером накануне Нового года ходили собирать. Пленишник, 065:04
    В Новый год ребятишки бегали по деревне — собирали “васильки”; в Рождество собирали “коровушки” — пели “Каледу”. Им сразу давали. Пленишник, 073:04, 074:01, 05.
    В Рождество молодые ребята собирали “коровушки” — под окошком кричали “Коляду”; им давали. Если не дадут, они кричали, что корову уведут.  Плосково, 076:35.
    В Рождество и в Новый год девчонки заходили в избу и просили: “Баушка, али дедушко, дайте коровушку”; “Тётушка-дядюшка, дай коровушку”. Им давали по одной “коровушке”. Ягница, 069:02, 03, 04.
    Утром маленькие дети ходили собирать “коровушки”, кричали: “Коровушку-безголовушку!” — кто-нибудь для смеху головушку и откусит. Ягница, 074:17.

    Наверх


    Святочные гадания

    “Зачуркивались”* и смотрели снизу вверх по лестнице в церковь: девушка увидела себя в гробу, вышла замуж и умерла. Бор, 064:15
    “Зачуркивались” до Крещенья — ходили на кресты*, вызывали какого-то духа, слушали: если топором рубят, значит гроб (смерть), в гармонь заиграли — к замужеству. Бор, 064:15.
    Накануне Нового года “зачуркивались” за деревней. Когда зачуркивались, “нечистых собирали”. З.Чуди, 071:22; 074:03.
    “Зачуркивались” на крестах: обходили круг (вытаптывали на снегу круг), вставали в середину, говорили: “Суженой-рїженой, приди ко мне”, слушали: если забрякают колокольчики, значит сваты приедут. По одной так не ходили — ребята пугали. Ср.Чуди, 064:49.
    Чтобы увидеть жениха, гадали в нежилом доме в трубу — клали зеркало на печной шесток и смотрели. Ребята подслушали, что девушки пойдут гадать, пришли и с крыши закричали в трубу.  Глинское, 066:66.
    В Новый год гадали в поле на веху* — подкатывались к девятой от деревни вехе, приговаривали: “Девїта веха, скажи жениха”. З.Чуди, 071:32.
    Подкатывались к воротам дома, где есть женихи (парни).  Пленишник, 074:03
    Гадали на блюдечке.  Пленишник, 074:03
    Гадали на Евангелии — клали что-то в блюдечко и загадывали. Бор, 064:15.
    Насыпали в снятые с рук кольца овёс, приносили петуха — в чье кольцо петух клюнет, та девушка и замуж выйдет. Ср.Чуди, 064:49.
    Садили в спичечный коробок таракана и клали под подушку — что приснится. Ср.Чуди, 064:49.
    При гадании надо снимать нательный крест, потому что призывают “плохих”. Глинское, 066:26.

    Наверх


    Святочные игры


    Молодежные беседы-"святки"
    Время проведения "святок"
    Зимой молодежь собиралась на "святки" — вечеринки.  Бор, 064:15; Глинское, 066:26
    "Святки" делали осенью, когда соберут урожай. Гуляли по три дня. Глинское, 066:64
    "Святки" — вечера, на которые собирали девок из соседних деревень. "Святки" проводили осенью и весной, когда запашутся — после Егория и после Пасхи. Пленишник, 065:06, 16
    "Святки" делали в любое воскресенье — и летом, и зимой — когда молодежь соберется. Молодежь собиралась со всех деревень, когда провожали ребят в армию. Пленишник, 073:08, 25
    "Святки"-вечёрки делали вечером в праздник. Начинали проводить "святки" с октября-ноября, когда выжнутся и измолотят рожь. Ср.Чуди, 064:32
    "Святки" начинались "когда придётся". С Рождества до Крещенья [календарные святки]. Ягница, 069:01
    Подготовка к "святкам"
    Деревенские девки ходили в другие деревни (за реку) за "госьям" ("за чужим девкам"), приводили их на "святки".  Бор, 064:15.
    Парень, который гулял с девушкой из другой деревни, просил девку из своей деревни, чтобы она привела ту на "святки". Девки из деревни, в которой проводятся "святки", ходили в чужие деревни и приводили оттуда гостьей.  Глинское, 066:64.
    Когда собираются делать "святки", парни "рядят"* на двое суток избу, идут к девкам и говорят, чтобы они шли за "госьям". Девки идут в деревни, где живут родственники и приводят оттуда гостьей — девушек из чужих деревень. Пленишник, 065:16; 073:08, 25.
    Для проведения "святок" ребята выкупали дом — привозили хозяевам дрова, приносили кусочки (еду). На "святки" обязательно приводят из чужих деревень троих-четверых девок — гостьей.  Ср.Чуди, 064:32.
    Проведение "святок" и бесед
    На "святки" собирались свои девки и парни; со всей округи приходили гостьи; старики приходили смотреть. На "святках" плясали. Потом парни провожали гостьей. Пленишник, 065:16; 073:25.
    На "святки" приходили ребята из чужих деревень. Ягница, 069:01.
    Девушки из других деревень (гостьи) приносили с собой по несколько платьев; во время святок переодевались — днем гуляют в одной одежде, ночью переодеваются в другую. Бор, 064:15; Глинское, 066:64.
    Проводили три беседы по возрастам — маленькая, побольше и большая. На беседах девки пряли; парни у девок поджигали "кужли". Плясали "Русского"  Глинское, 066:45.
    На "святках" гостьи садятся на лавки. Когда приходит гармонист, пляшут, поют частушки. Ср.Чуди, 064:32.
    На "святках" плясали. Бор, 064:15; Глинское, 066:26, 64; Ягница, 069:01.
    В "святки" и зимой на беседах играли "в номера": все садились на лавки (парень садился к девушке на прялицу), один парень лишний — без девки: "чайник повесила" — девка изменила парню; "трубу получил" — парень "посватался", а ему отказали. Ягница, 069:01, 074:23; Пленишник, 065:16.
    Раньше девушки вставали в круг, вызывали парня. Он входил в круг, поворачивался, подходил к девке, и они целовались. Девушки пели какие-то песни. Ягница, 074:23.


    Шалости молодежи
    Воровство саней
    На Новый год спускали под гору дровни. Бор, 064:26
    В Рождество воровали в колхозе дровни, катались на них с гор. Глинское, 066:69
    В Новый год катались на дровнях с горы. Могли утащить дровни с сеном. Пленишник, 065:06

    Ср.: Масленичные обряды: Катание с гор



    Выстилание дорожки
    Ночью в святки (перед Новым годом) между домами девки и парня, которые вместе гуляют, молодежь выстилала соломой или посыпала песком дорожку. Бор, 064:26; Глинское, 066:26, 69; Ср.Чуди, 064:36.
    В Новый год каждый парень стелил соломой дорожку к дому своей девки — считалось, что это хорошо; девка высыпала дорогу к парню. З.Чуди, 071:32; Ср. Чуди, 064:36.


    Запирание дверей
    Накануне Нового года заваливали "крыльца" домов, в которых есть девки. Бор, 064:26; Глинское, 066:26; З. Чуди, 071:22, 32; Ср. Чуди, 064:36.
    Загораживали двери так, чтобы хозяева не смогли выйти из дома. Глинское, 066:69;

    Пленишник, 065:06.

    В святки на дверную скобку* наматывали нитки, чтобы не выйти было из дома. Ср.Чуди, 064:49.
    Ряженье

    "Цыганами", "стариками", "нищими"
    В Рождество, Новый год ходили ряженые. Наряжались “цыганками”, “цыганами”, “нищими”, “барынями”. Ряженые просили по домам, им подавали. Ряженые женщины прибегали на беседу, плясали. Глинское, 066:26, 54, 64; Пленишник, 073:08.
    Рядились “старухами”, “солдатами”. Из других деревень приезжали ряженые. Ряженые ходили с гармонью, плясали. З.Чуди, 071:19.
    В Рождество ходили ряженые. Наряжались в лохмотья, выворачивали шубы, изменяли голоса. Ряжеными ходили больше женщины. На “святки” (молодежные вечера) и “молодятина” рядилась в старую тканую одежду. Пленишник, 065:06
    В святки ходили ряженые — девки рядились в парней. Ряженые днем ходят по деревне, пляшут середь деревни, вечером приходят на “сходки”. Бабы приходят смотреть на девок. Пленишник, 065:33
    Деревенские бабы рядились “нищими” (в лаптях), “барыням” (в красивых платках). Девки мазались сажей. Ряженые ходят по деревне с гармонистом, подходят под окошко, поют песни, пляшут, в дом не заходят — хозяева сами к ним выходят.  Пленишник, 073:08
    Маски надевали. Ягница, 069:01.
    "Покойником" (Смертью)
    На “святки” (вечерки) в 12 часов ночи приносили на досках “Смерть” — одета во все белое, как покойник. “Смерть” соскакивала с досок и начинала всех хватать; все разбегались. Глинское, 066:54, 64.
    “Покойником” рядились — во все белое. “Покойника” приносили в избу, клали на лавку. Пленишник, 073:25
    Ряженые вставляли зубы из картошки, мазались мукой. Раменье, 067:16.

    Лошадью" (Смертью)
    Рядились “лошадью”. З.Чуди, 071:19; Ягница, 069:01.
    Делали “кобылу”; садились на нее верхом. Пленишник, 065:33
    “Лошадь” ходила по деревне ( в д. Красный Двор): два человека под пологом на четвереньках.  Бор, 064:15.
    “Кобылу” рядили: женщину закрывали пологом. Ряженый цыганом “кобылу” “продавал”. Глинское, 066:54.
    Ряженые приводили на беседу “лошадь”: между двумя мужчинами протягивали “кужу”*, вместо морды привязывали “копыло” от швейки, сверху набрасывали полог, делали из соломы хвост, пришивали уши. “Лошадь” плясала, ржала, пинала задними ногами. Пленишник, 065:06
    “Лошадь” (“кобылу”) делали: натягивали на себя полог, навязывали колокольчики, вместо головы ставили ухват. “Лошадь” приводили на “святки”, где гуляла молодежь. Она плясала, всех ловила. Пленишник, 073:08, 25.

    Наверх


    Крещенские обряды

    Обряды водосвятия
    В Крещение ходили в церковь. Глинское, 066:26.
    В Крещенье в 12 часов ночи вода везде становится святая. В сочельник в 12 часов ночи набирают воду из колодца. После Крещенья во всех колодцах вода святая весь год — никогда не цветет. В реке вода не святая — цветет.

    Пленишник, 073:07, 22
    Обмен парней и девушек подарками
    В Крещенье парни ходили на рынок и покупали девкам конфеты. Девки вышивали ребятам по платочку. На “весёлых вечерах” обменивались: парни давали девкам конфеты, девки им — платочки, кисеты.  Раменье, 067:07.
    Девушки вышивали на платках имя парней и дарили им. Ягница, 077:28.

    См. также: Рождественско-новогоднее обрядовое печенье: Назначение “коровушек”


    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.



    Новые издания

    Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
    Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос

    Блоги районов

    В блоге пока нет сообщений


    Новое на форуме