Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Каданцева О.А. Эксперимент по комплексному включению народных традиций в содержание образования в Хохловской школе

О.А. Каданцева
(Кадуйский центр народной традиционной культуры, п. Хохлово Кадуйского района)
Эксперимент по комплексному включению народных традиций в содержание образования в Хохловской школе
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Об общественно-государственной значимости работы по восстановлению традиционной культуры сейчас много говорят и пишут. Например, в учебнике “Теория государственного управления” читаем: “В ряду объективных основ государственного управления — культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой”. И далее: “Каждое общество может нормально развиваться на базе только собственной культуры, своих традиций и обычаев, взглядов и установок, идеалов и ценностей… Поэтому существенная проблема, в известной мере " оборотная сторона" другой, не менее важной (освоение современных технологий), может быть обозначена как возвращение, восстановление и сохранение всего того, что составляет самобытность, уникальность российского, а в нем русского начала, российской сущности общественной и личной жизнедеятельности” (с. 60). В русле идей возрождения национальной культуры, при обсуждении грядущей (или уже идущей?) реформы системы образования, ставится и вопрос о необходимости “национально сориентировать” саму эту систему.

 К сожалению, реальные пути решения этой проблемы не определены и не прописаны ни в одном учебнике. Поэтому всем, кто так или иначе сталкивается с ней, (а это работники культуры, образования, административных органов), приходится, как правило, работать “без подсказки”, рассчитывать в основном на собственные силы и изыскивать свои способы включения национальных культурных традиций в современную действительность. Для Кадуйского центра народной традиционной культуры, который находится в поселке Хохлово, на сегодняшний день одним из важнейших направлений деятельности стала совместная с Хохловской средней школой опытно-экспериментальная работа по созданию учебно-воспитательного комплекса, обеспечивающего средствами этнической культуры, в первую очередь, ее базового компонента — традиционной народной культуры — личностный рост ребенка.

Включение школы в решение проблемы восстановления народных традиций, более того, определение педагогическим коллективом этого направления работы как одной из важнейших стратегических линий развития школы и выход его на экспериментальную деятельность — факт далеко не случайный.

Наш поселок в такой же степени проблемный, как и любой другой рабочий поселок городского типа с населением “разного роду-племени”, собравшимся из десятка областей России. Здесь много так называемых “неблагополучных” семей. Очень сильна разобщенность взрослых. В общественной жизни стремительно нарастают негативные тенденции, ведущие к конфликтным ситуациям, в том числе, и в семье. Разумеется, все это в полной мере отражается на детях и, как следствие, на качестве образовательного процесса.

Кроме того, учителя начали задумываться и над проблемами, общими для всей системы образования: неоправданно большой перечень изучаемых дисциплин в ущерб глубине действительно необходимых, отсутствие логических связей между предметами, образовательная непродуктивность учебных программ, пренебрежение воспитательными процессами и пр.

Определение проблем, стоящих перед школой, поиск путей их преодоления привел учителей к осознанию необходимости целенаправленного включения в содержание школьного образования этнокультурного компонента — построения на основе этнических традиций всей воспитательной работы, выявления обучающего потенциала традиционной культуры и использования его в учебном процессе. Конечно, немаловажным фактором обращения школы к традиционной культуре стала и деятельность центра народной традиционной культуры, которая к этому времени уже принесла определенные результаты. Практическая работа центра с детьми показала учителям образовательные возможности народной культуры, а исследовательская и методическая — предоставила гарантии информационной и методической обеспеченности опытно-экспериментальной деятельности. Иначе говоря, центр традиционной народной культуры стал одним из главных инициаторов выхода школы в русло направления, связанного с традициями национальной культуры, и в настоящее время совместная деятельность двух учреждений приняла развернутый характер (см. схему).

Чтобы не получилась ситуация, когда эксперимент существует ради самого эксперимента, недостаточно просто обозначить проблему и сформулировать цели в “зоне ближайшего развития”, нужно определить его перспективную направленность. По большому счету, желаемая цель глобальна до невозможности решить ее в рамках данного педагогического эксперимента — выпустить из школьных стен в “большой мир” всех детей с установкой на культурно-созидательную деятельность, обеспечить их знаниями, позволяющими легко и свободно ориентироваться и адекватно действовать в современном сложноструктурированном социокультурном пространстве, умением воссоздавать и приращивать культурный опыт и имеющиеся социальные связи и отношения.

Конечно, для достижения этой цели коллективу школы предстоит решить длинный ряд сложнейших задач и на первый взгляд незначительных, но мудреных задачек и, таким образом, попытаться в масштабах хотя бы одного образовательного учреждения и одного поселка начать изменение нынешней ситуации.

К первоочередным задачам эксперимента можно отнести, во-первых, создание комплекта этнически ориентированных программ, работающих на личностный рост ребенка, то есть на развитие его социальной активности. В настоящее время кроме введенного в учебный план школы курса “Основы народной культуры” (автор — А. В. Кулев), многие учителя разрабатывают авторские программы факультативных курсов — “Мир русского крестьянства”, “Старинные занимательные задачи”, “Народные праздники и обычаи”, “Рождение дома, семьи, ребенка” и т. д. Важной задачей является адаптация этих программ друг к другу и создание из уже имеющихся факультативных курсов системно выстроенного учебно-воспитательного комплекса, открытого для вновь появляющихся программ.

Несомненно, что при создании такого комплекса не обойтись без установления и развития межпредметных связей. Сейчас содержание школьного образования в большой степени представляет собой подобие карточного домика, только выстроенного в данном случае из фактов, дат, формул, мероприятий и т. п. У него нет ни фундамента, ни связующего материала. Судьба такого “домика” известна заранее — он рассыплется от малейшего прикосновения. Так и несвязанные между собой знания — чем их больше, тем легче они поддаются разрушению в сознании ребенка, тем меньше их практическая жизненная ценность. Мы полагаем, что центральным звеном разработки межпредметных связей, обеспечивающим целостность учебно-воспитательного процесса, также может стать этническая культура. Основанием для такого предположения является понимание этнической культуры как системы, естественным образом организующей человеческие знания и человеческий опыт, системы, динамически развивающейся за счет присовокупления положительного опыта и позитивных ценностей и знаний, и, в то же время, отторгающей антиобщественные (и, шире, античеловеческие) установки, которые не соответствуют выработанным этносом моделям жизнеустроения.

Одной из сложнейших задач, стоящих перед участниками эксперимента, является частичная трансформация содержания предметных курсов, их ориентация в сторону национальной культуры. Изменение образовательного стандарта требует достаточно веских обоснований, которые, к сожалению, рядовой школьный учитель не всегда может сделать. Эта задача отнесена в число перспективных, а условием ее решения является обучение и подготовка самих участников эксперимента, которое сейчас ведется школой с помощью специалистов центра и областных учреждений культуры и образования.

Хотя работа (не хотелось бы называть ее просто экспериментом), рассчитана на длительную перспективу, и не все идет так гладко, как хотелось бы, нельзя не заметить положительных изменений в школьном коллективе, в первую очередь, во взаимоотношениях учителей и учащихся, перешедших на качественно иной уровень — уровень межличностного взаимодействия. Разумеется, возникшие отношения сотрудничества учителей и детей не могли не сказаться и на других сторонах образовательного процесса.

Результаты работы любой школы оцениваются, как правило, по нескольким параметрам, основными из которых являются уровень успеваемости, уровень качества знаний и уровень правонарушений среди учащихся. Взяв данные за несколько последних лет, в течение которых осуществлялась целенаправленная работа по погружению детей в контекст этнической культуры, мы составили сравнительные таблицы по вышеперечисленным параметрам (см. диаграмму). Развитие положительных тенденций — налицо. Даже если предположить, что существуют и другие объективные причины улучшения количественных и качественных показателей образовательного процесса, представляется несомненным, что обращение к этнокультурным традициям играет здесь немаловажную роль.

Хотелось бы думать, что мы готовим не поколение “иммигрантов у себя на родине”, а поколение, готовое жить и действовать в соответствии с нормами, ценностями, идеалами своего народа, в соответствии с национальными обычаями, которые, по словам В. Г. Белинского, “укрепляются давностью, освящаются временем и переходят от поколения к поколению, как наследие потомков от предков”.


Возврат к списку

 





Новые издания

Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

В блоге пока нет сообщений


Новое на форуме