Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Кулев А.В., Балакшина С.Р. Концепция проведения областного фольклорного фестиваля

А.В. Кулев, С.Р. Балакшина
(Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, Вологда)
Концепция проведения областного фольклорного фестиваля
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Сегодня уже нет необходимости доказывать важность и актуальность проблем сохранения и восстановления традиционной народной культуры. Традиции народа, представляя собой самостоятельную область культуры, в то же время являются основой для развития всех современных направлений национального художественного творчества, как самодеятельного, так и профессионального. Фольклор и другие сферы народной культуры перестают быть сферами “элитными”, становятся открытыми и доступными для все большего круга деятелей культуры, искусства и образования — любителей и профессионалов.

Существует целый ряд форм и способов освоения фольклорных традиций, постижения и проникновения в сущность народной культуры, пропаганды и популяризации ее лучших образцов. Одной из таких форм является региональный (областной) фольклорный фестиваль.

Основными целями фольклорного фестиваля являются, во-первых, представление народных песенно-хореографических традиций в их локальном своеобразии, и, во-вторых, ориентация творческих коллективов на местный фольклорно-этнографический материал.

По справедливому утверждению одного из ведущих отечественных исследователей фольклора Б. Н. Путилова, “нет просто русской народной песни или просто испанского или молдавского танца, <…> общенациональные особенности любого произведения фольклора преломляются сквозь призму конкретных и специфических областных особенностей” (1). По мнению ученого, региональные фольклорные фестивали должны помочь в решении проблем, связанных с освоением самодеятельными фольклорными коллективами местных фольклорных традиций. Ссылаясь на опыт зарубежных коллег в проведении фольклорных фестивалей, он замечает, что такой фестиваль “не был бы замкнут стенами домов культуры, но захватил бы весь город или все село. Фестиваль был бы обращен и к огромной аудитории зрителей и слушателей, и к работникам культуры и искусства, к деятелям художественной критики и к фольклористам. Он мог бы сопровождаться и чисто деловым симпозиумом по проблемам сохранения и развития фольклорных традиций, и включать… выставку произведений народного прикладного искусства, и многое другое. Региональный характер фестивалей придал бы им единство и интерес с точки зрения культурно-этнографической” (2).

Вологодский областной фольклорный фестиваль — это фестиваль с давними, сформированными и устоявшимися традициями. Он неизменно собирает в старинные города Вологодчины самодеятельные фольклорные коллективы из районов области, поддерживая, таким образом, их творческий потенциал. На нем решаются задачи популяризации и пропаганды фольклорных традиций Вологодской области, представления их широкому кругу слушателей, любителей и ценителей народного искусства.

Конечно же, при проведении будущих областных фольклорных фестивалей этот многолетний опыт должен учитываться. Но, вместе с тем, должны учитываться и особенности современного этапа развития фольклорного движения, исходящие из состояния народных традиций в Вологодской области. Специфика современного этапа обращения художественной практики к фольклору состоит в том, что к настоящему времени, вместе с уходом из жизни последних носителей народной традиции, исчезает и тот тип фольклорных коллективов, которые принято называть этнографическими (аутентичными). Новое поколение участников этих коллективов владеет лишь малой частью собственной традиции и зачастую ориентируется на так называемый “общерусский” репертуар, авторскую песню и т. п. При этом происходит утрата качеств и исполнительских особенностей коллектива этнографического типа. Формально называясь коллективами фольклорными, фактически они этому статусу не соответствуют.

Фольклорные образцы пытаются реконструировать и ввести в культурный оборот коллективы, вторичные по отношению к самой традиции — молодежные и детские фольклорные ансамбли, которые возникают и функционируют как “внутри традиции”, так и вне ее, в условиях современного города или поселка. Но оторванность многих вторичных коллективов и в пространстве, и во времени от подлинной народной традиции, отсутствие теоретических знаний и практического опыта работы над освоением фольклорного материала зачастую приводят к нарушениям в воссоздании фольклорных образцов, и, как следствие, к профанации и вульгаризации национального культурного наследия.

Такое положение вызывает необходимость постановки перед организаторами и участниками будущих фестивалей новых задач, определяемых общей целью восстановления народных традиций Вологодчины в их местной специфике и локальном своеобразии. В этой связи особое значение приобретает и сама форма проведения фестиваля, как мероприятия, имеющего многофункциональный характер и обеспечивающего творческое взаимодействие коллективов разных исполнительских уровней.

В сложившихся условиях региональный фольклорный фестиваль, помимо своих ставших уже традиционными задач художественно-творческого и культурно-просветительского плана, должен решать и проблемы адекватного отражения в художественной практике самодеятельных коллективов региональной культурной традиции. В рамках фестиваля эта задача может быть решена через представление коллективами концертных (конкурсных) программ, демонстрирующих широкой аудитории образцы местных фольклорных традиций, а специалистам — степень владения коллективов этими традициями и уровень их исполнительского мастерства. Разумеется, основным критерием оценки при проведении конкурсного просмотра должна быть достоверность воссоздаваемого материала, определяющая в том числе и исполнительские качества коллективов.

Эта форма позволит специалистам в области фольклора выработать и уже здесь, на фестивале, предложить руководителям коллективов конкретные рекомендации по совершенствованию их работы.

Через специальные формы обмена коллективов опытом освоения народных песенных и хореографических традиций на фестивале должны решаться и задачи учебно-методического плана. Такими формами могут быть творческие лаборатории, конференция, неформальное творческое общение — гулянья, молодежные и детские вечерины. Творческий обмен позволит руководителям коллективов восполнить недостаток методических знаний и практических навыков по работе с источниками, по реконструкции исполнительского стиля и манеры пения, по освоению местных диалектов.

Целенаправленному методическому обмену коллективов опытом поможет их дифференциация на две основные категории — “Мастера” и “Ученики”. К категории “Мастера” следует отнести, в первую очередь, этнографические коллективы, то есть коллективы, которые в качестве ведущих исполнителей включают в себя непосредственных носителей конкретной (локальной) фольклорной традиции, и репертуар которых полностью состоит из образцов этой традиции. Этнографические коллективы, в силу их особого положения по отношению к вторичным коллективам, включаются в фестиваль лишь в качестве почетных участников, а их концертные выступления должны носить представительский характер без какой бы то ни было ориентации на конкурс.

Помимо собственно этнографических коллективов, к категории “Мастера” могут быть отнесены молодежные и детские любительские коллективы, ориентирующиеся в своей деятельности на традицию, использующие в своей работе только аутентичные образцы фольклора и уже утвердившие свой статус фольклорного коллектива на российском или областном уровне.

Для проведения творческих лабораторий и показательных выступлений на площадках города представляется необходимым приглашение нескольких профессиональных фольклорных коллективов, в репертуар которых входят образцы песенно-хореографического фольклора Вологодской области. Их участие в фестивале обозначит тот исполнительский уровень, к которому должны стремиться любительские фольклорные ансамбли.

Коллективы, не отвечающие условиям, предъявляемым к фольклорному коллективу (в первую очередь, опора на аутентичные фольклорные образцы и воссоздание конкретной фольклорной традиции), могут быть отнесены к категории “Ученики”. В рамках творческих лабораторий участники этих коллективов смогут познакомиться с методами работы по освоению фольклорного материала и исполнительскими принципами и приемами “Мастеров”, определить свои приоритеты и возможности творческого роста.

Как показывает практика, фестивальные формы творческого общения не только помогают установить творческие связи между коллективами, но и переводят их деятельность по освоению фольклорных традиций на качественно более высокий уровень, обеспечивают более глубокое понимание значения своей работы, и, как правило, инициируют создание новых фольклорных коллективов.

Определить перспективы и сформулировать цели и задачи следующего этапа работы по возвращению в жизнь культурных традиций поможет заключительная информационно-практическая конференция, на которой участники фестиваля смогут представить свою “недемонстрационную” деятельность, высказать и поставить на общее обсуждение возникающие перед ними проблемы, обозначить свою позицию в общем русле направления, обращенного в сферу традиционной культуры.

Органичное сочетание в рамках фестиваля художественно-творческих, учебно-методических и просветительских задач позволит, не разрушая праздничности этого действа, реально включить его в контекст серьезнейшей и трудной работы по восстановлению региональных культурных традиций.

 


 

Примечания

1. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. / Отв. ред. Н.В. Новиков. Л., 1968. С. 12.

2. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. / Отв. ред. Н.В. Новиков. Л., 1968. С. 17-18.


Возврат к списку

 





Новые издания

Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

24.01.18 20:20
Грязовецкий район
Художественный Грязовец
Просмотров: 106


Новое на форуме