Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Оленева О.Ф. Фольклорный ансамбль Вологодского музыкального училища: опыт и проблемы подготовки кадров в сфере традиционной народной культуры

О.Ф. Оленева (Вологодское музыкальное училище)
Фолклорный ансамбль Вологодского музыкального училища: опыт и проблемы подготовки кадров в сфере традиционной народной культуры

В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Фольклорный ансамбль Вологодского музыкального училища существует как учебный коллектив дирижерско-хорового отделения, специализации “народный хор”. Студенты, обучающиеся на специализации, поступают в училище, как правило, без специальной музыкальной подготовки и не владеют знаниями в области традиционной народной культуры.

Специализация “народный хор” ориентируется на сценическое воплощение народной песни, которое, как считается, требует ее авторской обработки, облачения в яркую театрально-зрелищную форму, то есть стилизации “под эстраду” и, соответственно, низведения до популярно-развлекательного уровня. В музыкальном образовании это устаревшее положение сохраняется до сих пор, несмотря на уже сформировавшееся не только в фольклористике, но и в сфере музыкального искусства понимание того, что такого рода авторское внедрение в народную песню приводит к нарушению самой природы ее бытования, искажению ее глубоких смысловых и содержательных основ, к упрощению и разрушению ее художественно-эстетической ценности. В данном случае происходит эксплуатация национального колорита народной песни с целью замаскировать исполнительскую заурядность самодеятельных певческих коллективов, получивших название “народных хоров”, но очень и очень далеких от давших им начало подлинных хоров из народа.

При таком подходе у учащих воспитывается потребительское отношение к явлениям традиционной народной культуры. К народной песне прививается отношение как к “сырьевому материалу”, из которого можно сделать эффектный эстрадный номер; она используется исключительно как основа для реализации индивидуальных творческих потенций. Вместе с тем, учащиеся обнаруживают самое поверхностное представление о традиционной народной культуре и фольклоре, абсолютное незнание основ народного исполнительства и специфики бытования фольклорных произведений.

Эти недостатки призван преодолеть фольклорный ансамбль — одна из дисциплин специализации “народный хор”. Работа учебного фольклорного ансамбля направлена на глубокое комплексное освоение подлинной народно-песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкального и хореографического фольклора. Основные задачи, решающиеся на фольклорном ансамбле — дать учащимся знания и представления о сложной комплексной природе народно-песенных традиций, познакомить их с этнографическими первоисточниками, воспитать у них уважительное и бережное отношение к народному наследию, сформировать интерес и стремление к познанию глубинного внутреннего содержания народной музыки.

В связи с этим, способы и методы освоения произведений фольклора сочетают в себе прослушивание в этнографическом исполнении песенных образцов различных локальных традиций Вологодской области, видеопросмотр образцов народной хореографии, работу с нотными и текстовыми расшифровками исполняемых фольклорных образцов. При этом в репетиционном процессе пристальное внимание уделяется особенностям местного говора, исполнительским приемам, стилевым закономерностям, отражающим специфику локальных фольклорных традиций. Детально изучается этнографический контекст, связанный с естественными условиями бытования того или иного произведения в традиционной культуре.

В основе репертуара фольклорного коллектива — музыкальный и хореографический фольклор Вологодской области. В настоящее время ансамбль углубленно занимается изучением и освоением песенных традиций Тарногского района.

Фольклорный ансамбль успешно ведет концертно-лекторскую работу в школах города, помогает в проведении фольклорных лекториев, организуемых Вологодским педагогическим университетом, принимает участие в работе областных семинаров “Теория и практика фольклористической работы”, проводимых областным научно-методическим центром культуры и школой традиционной народной культуры.

Заинтересованные студенты — участники фольклорного ансамбля — с увлечением работают с детскими фольклорными коллективами Школы традиционной народной культуры, принимают участие в фольклорно-этнографических экспедициях ОНМЦК и ШТНК, входят в состав профессионального фольклорного коллектива “Традиция”, организованного при ОНМЦК.

Несмотря на то, что отделение народного хора не предусматривает подготовку специалистов в области фольклора и традиционной культуры и на предметы фольклорно-этнографического цикла отведено в учебном плане крайне небольшое количество часов, некоторые учащиеся, активно занимающиеся в фольклорном ансамбле, планируют связать свое будущее с профессиональной деятельностью именно в этом направлении. Это их желание естественно и закономерно. Сейчас, когда интерес к национальным истокам, к наследию традиционной культуры предельно возрос, область особенно нуждается в подготовленных специалистах — фольклористах и этнографах, исследователях, преподавателях и руководителях фольклорных коллективов. И для будущих выпускников, владеющих фольклористической проблематикой, открываются неограниченные перспективы приложения полученных в стенах учебного заведения знаний и навыков — принять специалистов такого профиля и обеспечить их работой уже сейчас готов каждый район.

Разумеется, специализация “народный хор” не решает проблему подготовки для области профессиональных кадров в области фольклора и музыкальной этнографии. Через фольклорный ансамбль студенты получают лишь тот необходимый минимум профессионального мастерства, который позволит им по окончании учебного заведения бесконфликтно войти в современные актуальные направления художественно-творческой деятельности. Но совершенно ясно, что их дальнейшая работа, не подкрепленная всем необходимым комплексом теоретических знаний и практических умений, будет опираться на “метод проб и ошибок”.

Поэтому представляется необходимой скорейшая организация специальной и целенаправленной подготовки кадров, готовых профессионально и действенно решать проблемы восстановления фольклорных традиций Вологодчины.


Возврат к списку

 





Новые издания

Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

12.11.18 0:00
Город Вологда
Композитор Надежда Михайловна Берестова, г. Вологда
Просмотров: 9044


Новое на форуме