Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Оленева О.Ф. Фольклорный ансамбль Вологодского музыкального училища: опыт и проблемы подготовки кадров в сфере традиционной народной культуры

О.Ф. Оленева (Вологодское музыкальное училище)
Фолклорный ансамбль Вологодского музыкального училища: опыт и проблемы подготовки кадров в сфере традиционной народной культуры

В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Фольклорный ансамбль Вологодского музыкального училища существует как учебный коллектив дирижерско-хорового отделения, специализации “народный хор”. Студенты, обучающиеся на специализации, поступают в училище, как правило, без специальной музыкальной подготовки и не владеют знаниями в области традиционной народной культуры.

Специализация “народный хор” ориентируется на сценическое воплощение народной песни, которое, как считается, требует ее авторской обработки, облачения в яркую театрально-зрелищную форму, то есть стилизации “под эстраду” и, соответственно, низведения до популярно-развлекательного уровня. В музыкальном образовании это устаревшее положение сохраняется до сих пор, несмотря на уже сформировавшееся не только в фольклористике, но и в сфере музыкального искусства понимание того, что такого рода авторское внедрение в народную песню приводит к нарушению самой природы ее бытования, искажению ее глубоких смысловых и содержательных основ, к упрощению и разрушению ее художественно-эстетической ценности. В данном случае происходит эксплуатация национального колорита народной песни с целью замаскировать исполнительскую заурядность самодеятельных певческих коллективов, получивших название “народных хоров”, но очень и очень далеких от давших им начало подлинных хоров из народа.

При таком подходе у учащих воспитывается потребительское отношение к явлениям традиционной народной культуры. К народной песне прививается отношение как к “сырьевому материалу”, из которого можно сделать эффектный эстрадный номер; она используется исключительно как основа для реализации индивидуальных творческих потенций. Вместе с тем, учащиеся обнаруживают самое поверхностное представление о традиционной народной культуре и фольклоре, абсолютное незнание основ народного исполнительства и специфики бытования фольклорных произведений.

Эти недостатки призван преодолеть фольклорный ансамбль — одна из дисциплин специализации “народный хор”. Работа учебного фольклорного ансамбля направлена на глубокое комплексное освоение подлинной народно-песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкального и хореографического фольклора. Основные задачи, решающиеся на фольклорном ансамбле — дать учащимся знания и представления о сложной комплексной природе народно-песенных традиций, познакомить их с этнографическими первоисточниками, воспитать у них уважительное и бережное отношение к народному наследию, сформировать интерес и стремление к познанию глубинного внутреннего содержания народной музыки.

В связи с этим, способы и методы освоения произведений фольклора сочетают в себе прослушивание в этнографическом исполнении песенных образцов различных локальных традиций Вологодской области, видеопросмотр образцов народной хореографии, работу с нотными и текстовыми расшифровками исполняемых фольклорных образцов. При этом в репетиционном процессе пристальное внимание уделяется особенностям местного говора, исполнительским приемам, стилевым закономерностям, отражающим специфику локальных фольклорных традиций. Детально изучается этнографический контекст, связанный с естественными условиями бытования того или иного произведения в традиционной культуре.

В основе репертуара фольклорного коллектива — музыкальный и хореографический фольклор Вологодской области. В настоящее время ансамбль углубленно занимается изучением и освоением песенных традиций Тарногского района.

Фольклорный ансамбль успешно ведет концертно-лекторскую работу в школах города, помогает в проведении фольклорных лекториев, организуемых Вологодским педагогическим университетом, принимает участие в работе областных семинаров “Теория и практика фольклористической работы”, проводимых областным научно-методическим центром культуры и школой традиционной народной культуры.

Заинтересованные студенты — участники фольклорного ансамбля — с увлечением работают с детскими фольклорными коллективами Школы традиционной народной культуры, принимают участие в фольклорно-этнографических экспедициях ОНМЦК и ШТНК, входят в состав профессионального фольклорного коллектива “Традиция”, организованного при ОНМЦК.

Несмотря на то, что отделение народного хора не предусматривает подготовку специалистов в области фольклора и традиционной культуры и на предметы фольклорно-этнографического цикла отведено в учебном плане крайне небольшое количество часов, некоторые учащиеся, активно занимающиеся в фольклорном ансамбле, планируют связать свое будущее с профессиональной деятельностью именно в этом направлении. Это их желание естественно и закономерно. Сейчас, когда интерес к национальным истокам, к наследию традиционной культуры предельно возрос, область особенно нуждается в подготовленных специалистах — фольклористах и этнографах, исследователях, преподавателях и руководителях фольклорных коллективов. И для будущих выпускников, владеющих фольклористической проблематикой, открываются неограниченные перспективы приложения полученных в стенах учебного заведения знаний и навыков — принять специалистов такого профиля и обеспечить их работой уже сейчас готов каждый район.

Разумеется, специализация “народный хор” не решает проблему подготовки для области профессиональных кадров в области фольклора и музыкальной этнографии. Через фольклорный ансамбль студенты получают лишь тот необходимый минимум профессионального мастерства, который позволит им по окончании учебного заведения бесконфликтно войти в современные актуальные направления художественно-творческой деятельности. Но совершенно ясно, что их дальнейшая работа, не подкрепленная всем необходимым комплексом теоретических знаний и практических умений, будет опираться на “метод проб и ошибок”.

Поэтому представляется необходимой скорейшая организация специальной и целенаправленной подготовки кадров, готовых профессионально и действенно решать проблемы восстановления фольклорных традиций Вологодчины.


Возврат к списку

 





Новые издания

Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

Бабаевский район
Галина Александровна Смелова - самодеятельный композитор и поэт, участник литера...


Новое на форуме