Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Петрова Г.А. Харовская роспись: опыт собирания и изучения

Г.А. Петрова (Харовский дом ремесел)
Харовская роспись

В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Свободно-кистевые росписи, к которым относится и харовская, довольно широко распространены на территории Вологодской области. Они красочны и темпераментны, загадочны и празднично-нарядны. Они несут в себе подлинно народное представление о красоте, передаваемое из поколения в поколение.

К сожалению, в наши дни остается все меньше образцов росписи. И не только потому, что деревянные изделия недолговечны. Катастрофический характер принимает вывоз расписных вещей за пределы района. Если в середине 90-х годов можно было говорить о богатом наследии росписи в деревнях, то сейчас остаются единичные образцы. Поэтому главной задачей мастерской росписи по дереву Харовского дома ремесел является их фиксация (копирование, фото-, видеосъемка) и исследование.

В 1994 году, когда создавался дом ремесел, перед нами стояла задача получить по 2-3 копии росписи из каждого сельсовета района. В настоящее время экспедиционная работа приняла другой характер. Общее ознакомление с промыслами и ремеслами стало основой для комплексного историко-краеведческого изучения территории района.

Уже в течение двух лет нами проводятся экспедиции в Кумзерский сельсовет. В каждой поездке открываются новые стороны народной жизни и быта. И с этими открытиями приходит понимание того, что нельзя изучать какой-то определенный вид творчества обособленно. Каждая орнаментированная вещь — будь то ткачество, вышивка, резьба или роспись по дереву — несет в себе определенную информацию. И чтобы понять ее, необходимо знать традиции, обычаи, жизненный уклад народа.

Например, в Кумзере мы обнаружили расписной пол. На оранжевом фоне черной краской начерчены квадраты. Старожилы вспоминают, что в некоторых домах пол был расчерчен кругами. Что это, имитация паркета, подражание городской культуре? Несколько лет назад это предположение не имело под собой основы. Сейчас мы нашли подтверждение, что наши мастеровые ходили на заработки в Петербург и, вероятно, попытались с помощью росписи перенести увиденное там в вологодскую глубинку. С большой долей вероятности можно предположить, что и роспись подшивки крыши одного из домов — подражание лепнине каменных особняков.

Традиция Кумзерского сельсовета поражает своими расписными интерьерами. Здесь мы встретились с белофоновой росписью, “золотыми львами”, очень изящными, напоминающими греческие, вазами. Здесь впервые увидели композиции с птицами.

Завораживают красотой букетов расписные шкафы и двери, сундуки и пряслицы. Каждый новый образец — открытие. С какой любовью и теплотой писали свои цветы старые мастера. До сих пор не померкли краски, и через многие десятки лет цветут наши харовские розы — то ярко-красные с белыми лепестками, то синие, то белые с нежным розовым объемом.

За шесть лет экспедиционной работы в доме ремесел собрана коллекция расписных изделий: пряслицы, шкафы, перегородка. Сделано около 40 копий росписи. Эти материалы стали базой, на которой идет работа с детьми по освоению харовской росписи. На основе полученных в экспедициях образцов дети учатся писать цветы, строят свои первые букеты, изучают историю народного искусства. Большой интерес у учащихся вызывает и сама работа в экспедициях, где они копируют росписи. Здесь, проникаясь той атмосферой, в которой работал мастер, они лучше понимают саму суть народного искусства.

В этом году дом ремесел совместно с центром внешкольной работы и музеем, при поддержке районной администрации планируют провести экспедицию в Катромский сельсовет. Несколько лет назад в Катроме мы нашли виртуозно написанные кольцевые цветы. Сейчас учащиеся будут работать по разным направлениям, но одним из них, конечно же, является роспись.

Дети принимают самое активное участие в работе по систематизации и изучении материалов, собранных в районе. Со своими докладами и сообщениями о харовской росписи они выступают на районных и областных конференциях “Мир через культуру”, представляют традицию росписи в школах и детских садах. Хочется отметить возрастание в последнее время интереса к этому виду народного искусства в образовательных учреждениях района. Только за последний год для воспитателей детских садов проведено два семинара, на которых они знакомились с особенностями харовской росписи и практически осваивали технику письма.

Что же представляет собой классическая харовская роспись? Это зеленый фон различных оттенков (хотя в экспедициях мы обнаружили и охристые — от ярко-оранжевых до темно-красных). Для харовской росписи характерны строгие композиции. Букеты имеют пирамидальную форму. Многие мастера за основу букета брали три крупные розы, расположенные треугольником. Внизу букета — ваза или заменяющий ее тюльпан. Дополняют композицию мелкие цветы и виноградье. Слегка изогнутый или прямой стебель заканчивается корнем. Листья не очень пышные, и травинки-усики придают букетам изящность.

Цветы каждый художник писал по-своему: одни написаны крупными корпусными мазками, другие — более нежными, прозрачными. А некоторые мастера как бы освещали свои розы: с одной стороны цветка белые лепестки, с другой — темные. Ни одного повторяющегося букета мы не нашли. Возможно, что все обнаруженные росписи выполнены разными мастерами — заезжими или местными, к сожалению, установить не удается.

Интересны на харовских росписях и львы — похожие то на котов, то на собак; то стоящие на задних лапах, то бегущие навстречу друг другу. Более ста лет берегут львы покой харовских домов. Хотя датировать росписи не всегда возможно, но, по словам старожилов, многие из них относятся к концу XIX века. Например, шкаф со львом из села Сумино был расписан в 1884 г., о чем свидетельствует надпись, оставленная неизвестным художником на его боковой стене.

Кроме традиционных букетов, львов, птиц, в Харовском районе обнаружены ветвистые деревья, написанные на прялицах. Есть все основания предполагать, что это образ “мирового древа”, широко распространенного не только в росписях, но и в ткачестве, и вышивке. На боковых стенках шкафов имеются и изображения человечков. В одном случае — лицо человечка выражает радушие, в другом, возможно, человечек на стенке шкафа — это оберег, охрана. На одной из прялиц написаны портреты девушки и юноши. Может быть, эта прялица — подарок жениха невесте?

Мы только начинаем изучать и осваивать харовскую роспись. Но уже сейчас можно уверенно сказать, что она обладает местным своеобразием. И именно это привлекает к ней детей, вызывает у них неподдельный интерес.

Не вызывает сомнения, что центры народной традиционной культуры и дома ремесел должны работать на материале собственных традиций. Не надо “ходить за три моря” в поисках чего-то необычного и прекрасного. Оно есть здесь, у нас. Мы можем гордиться мастерами своего края, и мы должны собрать и сохранить те крупицы культурных традиций народа, которые еще остались в наших деревнях.


Возврат к списку

 





Издания на заказ

Альбом сколков кружевных изделий. В 2-х частях. Ч. 1. Вологодское кружево в интерьере / Сост. М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова 
М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова Альбом сколков кружевных изделий. Ч. 1. Вологодское кружево в интерьере
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте