Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Сорокина Г.В. Основные направления деятельности центров народной традиционной культуры, центров и домов ремесел Вологодской области

Г.В. Сорокина (Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации)
Основные направления деятельности центров традиционной культуры, центров и домов ремесел Вологодской области

В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

В настоящее время в районах Вологодской области действует 24 учреждения, специально ориентированные на проблемы изучения, сохранения и восстановления традиций народной культуры: центры народной традиционной культуры, центры и дома ремесел, центры истории и культуры.

Эти учреждения созданы на основании постановлений глав администраций районов и находятся в ведении отделов культуры. Они функционируют как некоммерческие муниципальные организации, входящие в систему учреждений культуры, а по своему статусу определяются как базовые учреждения культуры районов в сфере традиционной народной культуры.

Какова же общая картина состояния центров? Ответить на этот вопрос позволяет проведенная сотрудниками областного научно-методического центра культуры экспертиза их деятельности. Во все районы области были направлены анкеты, достаточно подробно охватывающие работу учреждений. В несколько районов для проведения комплексной экспертизы, изучения на месте условий работы центров и стоящих перед ними проблем выезжала группа специалистов ОНМЦКиПК.

Имея общей целью восстановление традиционной народной культуры, осуществление в современных условиях преемственной связи поколений и консолидацию общества на основах народной культуры, центры организуют свою деятельность по следующим основным направлениям:

— научно-исследовательское, в рамках которого решаются задачи создания источниковой фольклорно-этнографической базы (формирование фондов, их обработка и т.п.), изучения системы местных культурных традиций, определения возможностей их внедрения в современное социокультурное пространство;
— реконструктивное — освоение песенных, хореографических, ремесленных, празднично-обрядовых, семейно-бытовых, хозяйственных и т. п. традиций народной культуры и восстановление их в жизни современного общества;
— образовательное, которое включает в себя учебно-воспитательную, методическую, пропагандистскую и художественно-просветительскую работу;
— содействие в расширении рабочих мест.

Перечисленные направления охватывают фактически весь комплекс работ центров традиционной народной культуры. При этом, каждое учреждение, исходя из местных условий — социально-демографических, экономических, кадровых, — выделяет собственные приоритеты, и на них акцентирует свое внимание.

Как показала экспертиза, в направлении изучения региональных традиций наиболее успешно работают Череповецкий, Нюксенский, Кадуйский центры народной традиционной культуры. В их фондах за последние годы собраны уникальные коллекции фольклорно-этнографических материалов и предметов народного быта. Так, экспедиционные коллекции Череповецкого ЦНТК насчитывают более 300 единиц хранения аудио- и видеозаписей (около 10 тыс. записей). Фонд Нюксенского ЦТНК составляет 250 ед. хр. в аудиозаписях и 150 — в видеозаписях; более 100 единиц хранения состоит на учете в Кадуйском ЦНТК. Центры ведут камеральную обработку материалов, включают их в свою практическую работу. Во всех ЦНТК формируются коллекции предметов, отражающих традиционно-бытовую культуру конца XIX — начала XX вв. Эти коллекции не имеют целью дублирование музейных фондов, а являются базой, на которой ведется образовательная деятельность.

Становится практикой проведение центрами, действующими в одном регионе, совместных экспедиций, привлечение к экспедиционным исследованиям в качестве руководителей квалифицированных специалистов из ведущих научных и научно-методических организаций и учреждений. Следует заметить, что такого рода экспедиции, решающие помимо собственно научных задач и специальные учебно-методические задачи, позволяют центрам приобрести необходимый опыт организации исследовательской работы, освоить методы проведения полевых исследований.

Для исследовательского направления работы учреждений — и не только профильных, но и всех других учреждений культуры и образования — можно выделить следующие проблемы.

В первую очередь обращает на себя внимание проблема отсутствия правового статуса имеющихся коллекций, постановки их на государственный учет и специального контроля за их целостностью. Если в вышеназванных центрах работа с источниковыми материалами поставлена на научную основу, то в целом ряде других учреждений собранные материалы не оформляются в коллекции и не обрабатываются для их дальнейшего использования. При таком положении уникальные по своей историко-этнографической, национально-культурной и художественной ценности материалы теряют всякие гарантии своей сохранности, подвергаются опасности полной или частичной утраты. Общественный, как правило, или даже основанный на личном интересе характер собирательской работы обуславливает неопределенность дальнейшей судьбы коллекций в случае возможной реорганизации учреждения или ухода из него людей, заинтересованных в сохранности собранных материалов.

В подавляющем большинстве случаев у людей, ведущих собирательскую деятельность, нет четкого представления о возможностях перспективного использования собранных материалов. При этом утрачивается сам смысл собирательской и хранительской работы, а культурное наследие народа в лучшем случае превращается в мертвые музейные экспонаты, в худшем — уничтожается как утратившее свою жизненную значимость.

Совершенно ясно, что на продуктивности и качестве исследовательской работы сказывается в первую очередь отсутствие у сотрудников центров соответствующей квалификации, невладение современной методикой полевых исследований, методами обработки и систематизации собранных материалов. Оставляет желать лучшего и материально-техническая оснащенность экспедиционной и систематизаторской работы.

Пути преодоления обозначенных выше проблем видятся в создании Централизованного фонда фольклорно-этнографических материалов, в котором будут учтены все имеющиеся на местах коллекции; в усилении финансирования этой работы, в первую очередь, за счет местных бюджетов; в повышении квалификации занимающихся исследовательской работой специалистов через систему семинаров и индивидуальные стажировки; в более активном привлечении к работе с имеющимися фольклорными и этнографическими коллекциями ведущих научных и научно-методических организаций и учреждений.

Деятельность центров по восстановлению различных сфер народной жизни и быта наиболее качественно ведется там, где взята ориентация на местную культурную традицию. Там же, где опора на собственные традиции недостаточна, наблюдаются своего рода “перекосы” деятельности. Так, в сфере восстановления традиционных ремесел и промыслов, несмотря на то, что все учреждения ведут работу по выявлению локальных центров и мастеров-носителей ремесленных традиций, в их студиях и мастерских в большей степени идет освоение чужих, уже получивших широкую известность и признание художественных промыслов. Например, при том, что каждый регион дает великолепную самобытную культуру росписи, известны центры, имена мастеров, художественные студии и мастерские за редким исключением (напр., Харовский дом ремесел и Кич-Городецкий ЦНТК) разрабатывают традиции глубоковской, борецкой, городецкой и других, не характерных для данных районов видов росписи. Очевидно, что мастерам и педагогам необходимо и в “поле”, и в фондах районных музеев изучать местные традиции — и не только традиции росписи, но весь этнокультурный комплекс, необходимо в своей художественно-творческой, досуговой и учебно-воспитательной деятельности опираться на собственные традиции. Примером такого подхода к освоению промысла может послужить деятельность С. А. Лопатенко — сотрудника Череповецкого ЦНТК, — который за несколько лет целенаправленной работы поставил местный (ерговский) гончарный промысел в один ряд с самыми известными промыслами России.

Большинство центров ставит своими важнейшими задачами воспитание на основе народных традиций подрастающего поколения, создание условий естественного “проживания” детей в собственной культуре. В ряде районов в учебные планы школ введены курсы, знакомящие детей с содержанием традиционной культуры, сотрудники центров проводят занятия в детских дошкольных и внешкольных образовательных учреждениях, при учреждениях культуры и образования создаются детские фольклорно-этнографические студии. В кружках и студиях-мастерских сегодня осваивают народные традиции сотни детей. Развитие этого направление фактически идет через совместную работу центров с учреждениями образования. Но, к сожалению, попытки придать совместной деятельности учреждений культуры и образования нормативно-правовой характер в большинстве случаев разбиваются о барьеры ведомственной подчиненности. А сама деятельность такого рода не получает должной поддержки ни со стороны районных отделов культуры, ни со стороны отделов образования. Возможный путь решения этой проблемы определен Кадуйским ЦНТК, который разработал и добился утверждения “Межведомственной культурно-экологической программы изучения, сохранения и восстановления традиционной культуры”. Программа санкционирует взаимодействие учреждений различной ведомственной принадлежности, позволяет нормативно оформить и развивать возникшие между ними отношения.

Сравнительно новым направлением работы центров традиционной культуры стало их сотрудничество со службами занятости. Обучая людей практическим навыкам народного ремесла, центры вносят реальный вклад в решение социальных проблем различных категорий населения — расширяя рабочие места, осуществляя социально-экономическую защиту населения, тем самым они снижают социальную напряженность в регионе. Особо следует в этом плане выделить Никольский и Верховажский ЦТНК, Белозерский дом ремесел. Начал активно работать со службой занятости Нюксенский ЦТНК.

Таков краткий обзор основных направлений деятельности учреждений, основывающих свою работу на сохранении и восстановлении традиционной народной культуры.

Экспертиза, проведенная сотрудниками ОНМЦКиПК, выявила и ряд общих для всех центров проблем, требующих решения на уровне вышестоящих организаций.

На сегодняшний день необходимым представляется организационное и кадровое укрепление данных структур. Штатные расписания многих центров недостаточны для того, чтобы оперативно и качественно решать стоящие перед ними задачи. Не всегда соответствуют той работе, которая ведется сотрудниками центров, их должностные номинации (например, “зав. автоклубом”, “организатор досуга” и т.п.). При объективном отсутствии квалифицированных кадров, в целом ряде случаев, когда центры готовы принять и на месте обучать новых сотрудников, органы управления не всегда идут им навстречу и не выделяют для центров дополнительные ставки. Представляется несомненным, что кадровая необеспеченность центров традиционной культуры является сейчас одним из основных факторов, сдерживающих работу по восстановлению культурных традиций района и развитие кадрового потенциала центров — одна из главных задач органов управления учреждениями культуры.

Другим, не менее важным сдерживающим фактором является слабое финансовое, материально-техническое, организационное обеспечение деятельности учреждений, решающих социально значимые проблемы восстановления культурных традиций. Возможность решения этой проблемы видится в пересмотре вышестоящими органами приоритетов культурной деятельности и перенаправления средств и усилий в развитие именно этого направления, как это происходит, например, в Великоустюгском районе.

Больной проблемой целого ряда центров является их функционирование на базе домов культуры, что крайне ограничивает их деятельность и возможности в решении многих актуальных культурных задач. Практическая деятельность ЦНТК не всегда совпадает с принятыми формами, методами, принципами организации работы учреждений культуры и образования. В ее основе лежит культурная традиция, предполагающая иные, естественные, не замкнутые в рамках организационной структуры клубного учреждения формы. Именно это определяет специфику работы центров традиционной народной культуры, центров и домов ремесел.

Вероятно, вышестоящим органам, исходя из приоритетов культурной политики области, следует более активно решать вопросы организационной и творческой самостоятельности учреждений этого типа, инициировать и поощрять эту самостоятельность. Необходимость всемерной поддержки центров народной традиционной культуры, центров и домов ремесел, опора на их опыт в развитии культурной деятельности определяется тем “прорывом” из сферы идеологии прошлых десятилетий в сферу живых культурных процессов, который они осуществляют в настоящее время.


Возврат к списку

 





Новые издания

Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

Великоустюгский район
Автор-составитель - С.А. Мальцева, верстка - Н.А. Подосокорская

МБУК «Центр ...


Новое на форуме