Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе образования

О.А. Федотовская (Вологодский государственный педагогический университет)
Фольклопно-этнографическое направление в системе образования
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.

Сегодня, в эпоху небывалых темпов развития цивилизации, здравомыслящая часть человечества как никогда ранее взволнована состоянием планеты, глобальными проблемами экологии природы и человека. Осмысление сложившейся экологической ситуации неизменно выводит на круг глубинных культурологических вопросов. В итоге же все сводится к одной стержневой проблеме — необходимости восстановления духовности. Современные условия требуют от нас особенно активной жизненной позиции и скорых позитивных решений.

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Актуальность проблематики очевидна. Доказательством этого является сегодняшняя активизация этнического самосознания нашего народа, повышенное внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Вполне закономерно в этом направлении активизировалась педагогическая мысль. Естественно стремление понять причины безликости рядовой современной школы: народ, сегодня безоглядно растрачивающий самобытность, не может рассчитывать на уникальное будущее. Школы пробуют на эффективность различные пути решения образовательно-воспитательных задач по данной проблематике. На наш взгляд, одной из первоочередных задач является проектирование национальной школы. В последнее мы вкладываем многое, подразумевая преемственность в образовании и воспитании на протяжении многих лет становления полноценной личности в системе многоуровневого учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим основные инновационные задачи педагогического вуза, как структуры, формирующей и обеспечивающей кадровую подготовку специалистов в области образования, лежат в объединении современной практики образования с многовековым опытом традиционной народной культуры.

На музыкально-педагогическом факультете Вологодского педагогического университета годами складывались предпосылки и условия для подготовки педагогов-фольклористов. Созданная в 1981 году лаборатория народного музыкального творчества во многом определила пути решения проблемы. Десятки научно-исследовательских фольклорных экспедиций в районы области, многоаспектное изучение и освоение народных традиций края, концертно-просветительская деятельность лаборатории, — все это сформировало методическую базу для подготовки на факультете таких специалистов.

Актуальным явлением для области явилось открытие в 1997 году отделения по подготовке специалистов по фольклору на музыкально-педагогическом факультете педагогического университета, где подготовка студентов осуществляется по новому учебному плану “Музыкальное образование” с присвоением квалификации “учитель музыки и музыкального фольклора”.

Подготовка педагогов, владеющих многоаспектными знаниями и умениями в области традиционной народной культуры своего региона, поможет решить задачи кадрового обеспечения образовательных и культурных учреждений дипломированными специалистами по региональной проблематике и окажет влияние в обществе на формирование высоконравственных культурных доминант.

Программа и учебный план фольклорной специализации разработаны заведующей лабораторией народного музыкального творчества, доц. кафедры пения и методики музыкального воспитания, засл. раб. культуры России Г. П. Парадовской на основе программы фольклорно-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Пятилетний учебный план предусматривает следующие дисциплины специального цикла: основы народной музыкальной культуры; теория музыкального фольклора; народные исполнительские традиции; история фольклористики; спецкласс; класс фольклорного ансамбля и практическая работа с коллективом; народная хореография; поэтика фольклора; этнология; народно-прикладное искусство; основы народной педагогики; методика преподавания фольклора; фольклорное исполнительство; расшифровка и анализ народной песни; методика собирательской работы; фольклорная практика; традиционный музыкальный инструмент.

Сегодня необходимо принципиально новое отношение к предмету “традиционная народная культура” — бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь.

На основе учета специфики изучаемого предмета и строится учебный процесс, определяется его содержание. Ведущим принципом в обучении студентов является единство учебной, научной и практической работы по изучению народных традиций на базе научно-исследовательской лаборатории народного музыкального творчества.

Очевидно на сегодняшний день и положение, что фольклор необходимо широко вводить в систему детского и школьного образования, как незаменимое средство коммуникации и социализации, как основу духовного, нравственного и художественно-эстетического развития ребенка и, конечно, как сферу, обеспечивающую этническую идентификацию, способствующую формированию личности.

Именно поэтому педагоги, владеющие теоретическими и практическими основами традиционной народной культуры, сегодня необходимы школьной общеобразовательной системе региона, районным и сельским центрам традиционной культуры, фольклорным отделениям музыкальных школ, дошкольным учреждениям. Знание и владение традиционной народной культурой края позволит смело разрабатывать и вводить в программы “региональный компонент” на основе многообразных форм традиционной народной культуры Вологодской области.

Попыткой организации новой практики школьного образования является создание на базе общеобразовательной школы № 10 г. Вологды специализированных фольклорно-этнографических классов с углубленным изучением традиционной народной культуры. Автором программы классов и научным руководителем экспериментальной работы по ее апробированию является исследовательский коллектив педагогов и сотрудников лаборатории народного музыкального творчества.

Основу процесса обучения в специализированных классах составляют практические наработки, научно-исследовательский и методический потенциал вуза, где принципиально важным моментом является введение в образовательный процесс фольклорных материалов из коллекций фонда экспедиционных записей ВГПУ, являющихся уникальным историко-культурным наследием края.

Актуальность данного проекта исходит также из необходимости подготовки системы профессиональных кадров, владеющих комплексом знаний по народной культуре, нацеленных на решение задач по восстановлению и развитию народных традиций с учетом своей региональной специфики. Поэтому предполагается, что специализированные фольклорно-этнографические классы станут начальным звеном в системе непрерывного профессионального образования (“школа-вуз”), в основе которого лежит сложившаяся в последние годы практика подготовки кадров в Вологодском государственном педагогическом университете.

Главный содержательный элемент программы специализированных классов определяется сущностью фольклора и законами народной традиционной культуры, особенностями структуры, языка и функций музыкального фольклора как синкретического явления, не сводимого к пониманию фольклора как совокупности произведений искусства.

Характер и границы изменений существующей практики образования затрагивают содержание учебно-воспитательного процесса, режим функционирования классов, способы работы с детьми и родителями, формы организации воспитательной работы детей.

Содержание регионального (фольклорно-этнографического) компонента обеспечивается следующими дисциплинами учебного плана:

- фольклорное исполнительство (2 ч.),
- основы традиционной народной культуры (2 ч.),
- художественно-прикладное творчество (1 ч.),
- изобразительное искусство (1 ч.).

Данный компонент программы предполагает тесные межпредметные связи, нацелен на реальную жизнь ребенка в семье, обществе, в современной действительности, служит средством формирования общей эмоционально-творческой активности учащихся.

В среднем и старшем звене образования предполагается введение следующих дисциплин фольклорно-этнографической подготовки (с учетом сохранения предметов практического освоения фольклора): фольклор и этнография, поэтика фольклора, диалектология и т. д.

В течение двух лет нами апробирована система занятий по подгруппам (все дисциплины регионального компонента проводятся с учетом деления класса на 2 группы), что положительно отразилось на качестве усвоения материала, на взаимоконтакте “учитель-ученик”, на возникновении творческой доверительной атмосферы на занятиях.

Формирование программы специализированных классов позволило усовершенствовать формы работы педагогического коллектива с родителями. Системная работа с родителями проводится по следующим направлениям: совместная учебно-познавательная деятельность детей и родителей; лекционно-практические занятия для родителей; совместная подготовка и проживание праздников народного календаря; совместные культпоходы, концертные выступления; индивидуальная работы с родителями; творческая мастерская по пошиву традиционных костюмов.

В ходе занятий в классах, для преподавательской работы с детьми приглашаются профессиональные кадры (по изодеятельности), для специализированного фольклорно-этнографического образования (педагоги-фольклористы вуза), для психолого-педагогического обеспечения работы классов (педагоги-психологи вуза). В перспективе к преподавательской деятельности планируется привлечение мастеров-самородков народного творчества, народных исполнителей-песельников, гармонистов и т. п.

Программа нацелена на создание среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, временные летние этнографические лагеря и турпоходы, трудовые дела, совместную деятельность детей и родителей.

 Прогнозирование результатов эксперимента в специализированных музыкально-этнографических классах основывается на следующих положениях:

1. Формирование у учащихся ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, потребности к использованию традиционного опыта в обновлении общества, тем самым воспитание у школьника личностных качеств гражданина Отечества и активного творца нового общества.

2. Формирование положительной учебной мотивации, познавательной активности и творческого мышления учащихся на основе:

- рационального соединения учебного, воспитательного и фольклорно-этнографического компонентов в целостный педагогический процесс;
- создания положительной эмоциональной атмосферы в экспериментальных классах;
- активной фольклорно-этнографической и творческой деятельности учащихся.

3. Дифференциация и индивидуализация обучения на основе отработки режима функционирования, уменьшения наполняемости класса и проведения занятий по подгруппам.

4. Развитие коммуникативных умений у учащихся и их родителей, направленных на экологию жизнедеятельности.

5. Создание структуры взаимодействия вуза и общеобразовательной школы с целью взаимодополнения содержания образования и методического обеспечения эксперимента, а также осуществления преемственности в профессиональной подготовке учителей фольклора.

6. Внедрение “фольклорной составляющей” регионального компонента и позитивного опыта эксперимента в деятельность общеобразовательных школ.


Возврат к списку

 





Новые издания

Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Путилова Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

24.01.18 20:20
Грязовецкий район
Художественный Грязовец
Просмотров: 106


Новое на форуме