Фольклопно-этнографическое направление в системе образования
В сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.
Сегодня, в эпоху небывалых темпов развития цивилизации, здравомыслящая часть человечества как никогда ранее взволнована состоянием планеты, глобальными проблемами экологии природы и человека. Осмысление сложившейся экологической ситуации неизменно выводит на круг глубинных культурологических вопросов. В итоге же все сводится к одной стержневой проблеме — необходимости восстановления духовности. Современные условия требуют от нас особенно активной жизненной позиции и скорых позитивных решений.
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Актуальность проблематики очевидна. Доказательством этого является сегодняшняя активизация этнического самосознания нашего народа, повышенное внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.
Вполне закономерно в этом направлении активизировалась педагогическая мысль. Естественно стремление понять причины безликости рядовой современной школы: народ, сегодня безоглядно растрачивающий самобытность, не может рассчитывать на уникальное будущее. Школы пробуют на эффективность различные пути решения образовательно-воспитательных задач по данной проблематике. На наш взгляд, одной из первоочередных задач является проектирование национальной школы. В последнее мы вкладываем многое, подразумевая преемственность в образовании и воспитании на протяжении многих лет становления полноценной личности в системе многоуровневого учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим основные инновационные задачи педагогического вуза, как структуры, формирующей и обеспечивающей кадровую подготовку специалистов в области образования, лежат в объединении современной практики образования с многовековым опытом традиционной народной культуры.
На музыкально-педагогическом факультете Вологодского педагогического университета годами складывались предпосылки и условия для подготовки педагогов-фольклористов. Созданная в 1981 году лаборатория народного музыкального творчества во многом определила пути решения проблемы. Десятки научно-исследовательских фольклорных экспедиций в районы области, многоаспектное изучение и освоение народных традиций края, концертно-просветительская деятельность лаборатории, — все это сформировало методическую базу для подготовки на факультете таких специалистов.
Актуальным явлением для области явилось открытие в 1997 году отделения по подготовке специалистов по фольклору на музыкально-педагогическом факультете педагогического университета, где подготовка студентов осуществляется по новому учебному плану “Музыкальное образование” с присвоением квалификации “учитель музыки и музыкального фольклора”.
Подготовка педагогов, владеющих многоаспектными знаниями и умениями в области традиционной народной культуры своего региона, поможет решить задачи кадрового обеспечения образовательных и культурных учреждений дипломированными специалистами по региональной проблематике и окажет влияние в обществе на формирование высоконравственных культурных доминант.
Программа и учебный план фольклорной специализации разработаны заведующей лабораторией народного музыкального творчества, доц. кафедры пения и методики музыкального воспитания, засл. раб. культуры России Г. П. Парадовской на основе программы фольклорно-этнографического отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Пятилетний учебный план предусматривает следующие дисциплины специального цикла: основы народной музыкальной культуры; теория музыкального фольклора; народные исполнительские традиции; история фольклористики; спецкласс; класс фольклорного ансамбля и практическая работа с коллективом; народная хореография; поэтика фольклора; этнология; народно-прикладное искусство; основы народной педагогики; методика преподавания фольклора; фольклорное исполнительство; расшифровка и анализ народной песни; методика собирательской работы; фольклорная практика; традиционный музыкальный инструмент.
Сегодня необходимо принципиально новое отношение к предмету “традиционная народная культура” — бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь.
На основе учета специфики изучаемого предмета и строится учебный процесс, определяется его содержание. Ведущим принципом в обучении студентов является единство учебной, научной и практической работы по изучению народных традиций на базе научно-исследовательской лаборатории народного музыкального творчества.
Очевидно на сегодняшний день и положение, что фольклор необходимо широко вводить в систему детского и школьного образования, как незаменимое средство коммуникации и социализации, как основу духовного, нравственного и художественно-эстетического развития ребенка и, конечно, как сферу, обеспечивающую этническую идентификацию, способствующую формированию личности.
Именно поэтому педагоги, владеющие теоретическими и практическими основами традиционной народной культуры, сегодня необходимы школьной общеобразовательной системе региона, районным и сельским центрам традиционной культуры, фольклорным отделениям музыкальных школ, дошкольным учреждениям. Знание и владение традиционной народной культурой края позволит смело разрабатывать и вводить в программы “региональный компонент” на основе многообразных форм традиционной народной культуры Вологодской области.
Попыткой организации новой практики школьного образования является создание на базе общеобразовательной школы № 10 г. Вологды специализированных фольклорно-этнографических классов с углубленным изучением традиционной народной культуры. Автором программы классов и научным руководителем экспериментальной работы по ее апробированию является исследовательский коллектив педагогов и сотрудников лаборатории народного музыкального творчества.
Основу процесса обучения в специализированных классах составляют практические наработки, научно-исследовательский и методический потенциал вуза, где принципиально важным моментом является введение в образовательный процесс фольклорных материалов из коллекций фонда экспедиционных записей ВГПУ, являющихся уникальным историко-культурным наследием края.
Актуальность данного проекта исходит также из необходимости подготовки системы профессиональных кадров, владеющих комплексом знаний по народной культуре, нацеленных на решение задач по восстановлению и развитию народных традиций с учетом своей региональной специфики. Поэтому предполагается, что специализированные фольклорно-этнографические классы станут начальным звеном в системе непрерывного профессионального образования (“школа-вуз”), в основе которого лежит сложившаяся в последние годы практика подготовки кадров в Вологодском государственном педагогическом университете.
Главный содержательный элемент программы специализированных классов определяется сущностью фольклора и законами народной традиционной культуры, особенностями структуры, языка и функций музыкального фольклора как синкретического явления, не сводимого к пониманию фольклора как совокупности произведений искусства.
Характер и границы изменений существующей практики образования затрагивают содержание учебно-воспитательного процесса, режим функционирования классов, способы работы с детьми и родителями, формы организации воспитательной работы детей.
Содержание регионального (фольклорно-этнографического) компонента обеспечивается следующими дисциплинами учебного плана:
- фольклорное исполнительство (2 ч.),
- основы традиционной народной культуры (2 ч.),
- художественно-прикладное творчество (1 ч.),
- изобразительное искусство (1 ч.).
Данный компонент программы предполагает тесные межпредметные связи, нацелен на реальную жизнь ребенка в семье, обществе, в современной действительности, служит средством формирования общей эмоционально-творческой активности учащихся.
В среднем и старшем звене образования предполагается введение следующих дисциплин фольклорно-этнографической подготовки (с учетом сохранения предметов практического освоения фольклора): фольклор и этнография, поэтика фольклора, диалектология и т. д.
В течение двух лет нами апробирована система занятий по подгруппам (все дисциплины регионального компонента проводятся с учетом деления класса на 2 группы), что положительно отразилось на качестве усвоения материала, на взаимоконтакте “учитель-ученик”, на возникновении творческой доверительной атмосферы на занятиях.
Формирование программы специализированных классов позволило усовершенствовать формы работы педагогического коллектива с родителями. Системная работа с родителями проводится по следующим направлениям: совместная учебно-познавательная деятельность детей и родителей; лекционно-практические занятия для родителей; совместная подготовка и проживание праздников народного календаря; совместные культпоходы, концертные выступления; индивидуальная работы с родителями; творческая мастерская по пошиву традиционных костюмов.
В ходе занятий в классах, для преподавательской работы с детьми приглашаются профессиональные кадры (по изодеятельности), для специализированного фольклорно-этнографического образования (педагоги-фольклористы вуза), для психолого-педагогического обеспечения работы классов (педагоги-психологи вуза). В перспективе к преподавательской деятельности планируется привлечение мастеров-самородков народного творчества, народных исполнителей-песельников, гармонистов и т. п.
Программа нацелена на создание среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, временные летние этнографические лагеря и турпоходы, трудовые дела, совместную деятельность детей и родителей.
Прогнозирование результатов эксперимента в специализированных музыкально-этнографических классах основывается на следующих положениях:
1. Формирование у учащихся ценностного отношения к традиционной культуре своего народа, потребности к использованию традиционного опыта в обновлении общества, тем самым воспитание у школьника личностных качеств гражданина Отечества и активного творца нового общества.
2. Формирование положительной учебной мотивации, познавательной активности и творческого мышления учащихся на основе:
- рационального соединения учебного, воспитательного и фольклорно-этнографического компонентов в целостный педагогический процесс;
- создания положительной эмоциональной атмосферы в экспериментальных классах;
- активной фольклорно-этнографической и творческой деятельности учащихся.
3. Дифференциация и индивидуализация обучения на основе отработки режима функционирования, уменьшения наполняемости класса и проведения занятий по подгруппам.
4. Развитие коммуникативных умений у учащихся и их родителей, направленных на экологию жизнедеятельности.
5. Создание структуры взаимодействия вуза и общеобразовательной школы с целью взаимодополнения содержания образования и методического обеспечения эксперимента, а также осуществления преемственности в профессиональной подготовке учителей фольклора.
6. Внедрение “фольклорной составляющей” регионального компонента и позитивного опыта эксперимента в деятельность общеобразовательных школ.