Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Наталья Кулижникова. Вологодские традиции

Наталья Кулижникова. Вологодские традиции

В год своего 70-летнего юбилея Областной научно-методический центр культуры открыл выставку современных произведений декоративно-прикладного искусства «Вологодские традиции». Изделия из плетеной бересты и лозы, расписная деревянная и гончарная посуда, традиционные народные игрушки и вышитые полотенца, лоскутные коврики и деревенские дорожки, сотканные на кроснах, - все поражает своим безукоризненным качеством и душевным теплом.

Умелые руки мастера выполняют привычные движения, и вот уже обретает форму берестяной туес или плетеная из лозы корзинка, или глиняная кринка тянет вверх свое «горло»... Вологда издревле славилась мастерами. Гончары, ткачихи, вышивальщицы, кружевницы, скобари, кузнецы, мастера других ремесел снабжали себя и обеспечивали товаром рынок. До того, как заводская и фабричная продукция заполнила ярмарки и магазины, вся домашняя утварь изготавливалась вручную.

В современном мире отпала необходимость в домотканых половиках и рубахах. Гораздо легче купить ткань, чем долгими зимними вечерами сбивать нити на деревянном ткацком стане. Сегодня кухонные предметы из самых разнообразных материалов тысячами выходят с конвейера. Механизация упростила и ускорила процесс изготовления всех бытовых вещей. Казалось бы – не актуально продолжение ручного труда и можно оставить в прошлом резаки и пяльца.

Но вещи, сделанные вручную, не просто функциональны, они наполнены генетической памятью многих поколений. В самой простой плошке или фрагменте вышивки присутствует особая энергия на-РОДНОГО искусства и мудрости. Потому то в век сплошных скоростей современный человек с интересом и ностальгией обращается к произведениям мастеров-ремесленников.

Во многих квартирах и сейчас можно встретить вещи, выполненные по старинным технологиям традиционного ремесла: здесь кринки для воды, там кружева или лоскутные покрывала служат украшением дома и даже выступают в роли произведений искусства. Ведь гармония, заложенная в формах и цветовых гаммах изделий традиционного народного творчества, может служить образцом для профессионального классического искусства. Сама природа была соавтором мастеров при разработке пропорций предметов, созданных в соответствии с особенностями материала и с учетом удобства в использовании. Удивительно, но не задумываясь о законах композиции, они создавали свои изделия в полном соответствии с правилом золотого сечения.

Многоцветие росписей по дереву, лоскутного шитья, тканых половиков не режет глаз, а наполняет душу радостным покоем. Сочность красной вышивки по белому льну на рубахах и фартуках, пестрядь сарафанов и головных платков в традиционном народном костюме, безусловно, добавляла праздничности народным гуляньям.

Притягательность изделий мастеров-ремесленников прошлого сильна и поныне, они востребованы и пользуются спросом не только у любителей-коллекционеров, но и у людей, далеких от искусства. На Вологодчине растет число мастеров народных художественных промыслов: за последние пять лет это звание получили около ста умельцев.

Как и прежде искусные руки ткачих заправляют нитью ткацкие станы. Особенно славятся своим умением уникальные мастера из села Нюксеница, деревни Пожарище Нюксенсого района. Трудятся ткачихи над созданием скатертей, полотенец, традиционных народных костюмов, восстанавливая их по собранным в экспедициях этнографическим образцам. Мастерицы из Вологды не уступают в качестве тканых изделий. Созданные их руками яркие и праздничные сарафаны и рубахи не пылятся в шкафах – в них красуются на фольклорных праздниках и ярмарках, которые традиционно проводятся летом во всех районах Вологодской области.

Жив в нашей области и один из самых древних способов изготовления посуды – гончарный. Города Вологда, Череповец и Кириллов стали современными центрами гончарного искусства. Возродив традиции угасшего в середине прошлого столетия Ёрговского промысла, работает и обучает учеников череповецкий мастер Сергей Лопатенко. Обосновавшись под Кирилловым, «гончарят» Сергей Феньвеши со своим учеником, ныне мастером, Виктором Тюлиным. Они освоили старинный способ обработки глины, при котором изделие приобретает черный цвет с металлическим отливом. Умело и старательно сохраняют традиции старших поколений мастеров керамики вологодские гончары, воплощая их в своих изделиях и передавая свои знания ученикам. Многие Центры традиционной народной культуры посылают своих сотрудников на обучение в мастерскую к народному мастеру России, члену Союза художников Владимиру Холщагину.

Развивается и крепнет мастерство плетения из бересты. Береза – одно из самых почитаемых деревьев в традиционной народной культуре. Увлеченный и активный руководитель вологодского клуба «Очарованные берестой» Изольда Галаева неустанно сподвигает одноклубников на совершенствование мастерства. Члены клуба не только сами познают секретами берестоплетения, но и обучают этому виду творчества всех желающих.

Обо всем многообразии и богатстве прикладного народного творчества земли Вологодской рассказывает выставка «Вологодские традиции», которая знакомит с изделиями мастеров из пятнадцати районов области. Как и в прежние времена, наши мастера обладают не только умением, но и тонким вкусом, являются знатоками народной эстетики.

Искусствовед
Наталья КУЛИЖНИКОВА


2009 год  


Назад в раздел





Издания на заказ

Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте