Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Проект «К душе через театр»

Проект «К душе через театр»

МОУ ДОД «Усть-Кубинская детская школа искусств» Автор и руководитель проекта, режиссер народного театра МУК «Усть-Кубинский районный дом культуры» - А.А. Савичев


В 2007 году в МОУ ДОД «Усть-Кубинская детская школа искусств» было открыто отделение театрального искусства. На это отделение были приглашены воспитанники Усть-Кубинского детского дома, так, как у детей наблюдается ярко-выраженная специфика: зачастую эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, у многих выявляется задержка умственного развития, педагогическая запущенность, признаки девиантного поведения, не обладают эмоциональной культурой. Эти дети, как правило, не имеют навыков конструктивного общения. Они одновременно требуют внимания и отторгают его, демонстрируя агрессию или пассивное отчуждение. Эмоциональная холодность, отсутствие коммуникативных навыков, педагогическая запущенность, отклонение в развитии – частые качества личности таких детей. Ребенок не умеет себя проявить. У детей, проживающих в детском доме, зачастую формируется иждивенческая позиция, отсутствие личностной ответственности.

Перед педагогами школы искусств, автором настоящего проекта стояла непростая задача - развить эмоциональную экспрессию у этих детей, сферу чувств, способность к соучастию, сопереживанию, навыки общения и коллективного творчества.

Проект «К душе через театр» направлен на введение воспитанников детского дома в социум, на приобретение определенных поведенческих навыков через приобщение к театральной деятельности. Театр близок и понятен природе ребенка, т.к. связан с игрой. Играя роль, ребенок эмоционально сопереживает своему персонажу, а это, безусловно, влияет на мир его чувств, обогащает средства эмоциональной выразительности. Необходимость исполнения монологов, разыгрывания действия, согласования своей игры с игрой партнера – все это способствует развитию навыков межличностного общения. Драматизация развивает умение понять своего партнера, используя не только вербальные высказывания, но и различные средства эмоциональной выразительности: жест, мимику, интонацию. Ребенок вовлечен в деятельность по подготовке праздника, представления, по изготовлению костюмом, учась при этом взаимодействию с другими членами коллектива.

Это положительным образом сказывается на психологическом климате в коллективе. В совместную творческую деятельность вовлекаются даже не достаточно активные дети, что помогает им преодолевать трудности в общении. К проведению театральных мероприятий привлекаются семьи, желающие усыновить ребенка. Потенциальные родители видят своего будущего члена семьи в нестандартной обстановке, позволяющей ребенку проявить свои наиболее положительные личностные качества, эмоционально раскрыться. Через игру ребенок переживает чужой эмоциональный опыт, его эмпирические рамки расширяются, он приобщается к ролевому поведению, примеряя на себя различные социальные статусы и роли. Постепенно ребенок начинает переносить приобретенные навыки межличностного общения в повседневную практику.

Дети эмоционально откликаются на содержание спектаклей, могут проявлять простейшую импровизацию, понимают положительные или отрицательные черты в поведении и поступках героев, вступают в диалог, могут самостоятельно высказывать свои мысли, более развита речь. Театрализованная деятельность способствует развитию умения овладевать эмоциями. В процессе творческой игры принимают участие даже самые застенчивые дети. В процессе работы к таким детям применяются упражнения на развитие эмоциональной сферы с помощью этюдов на выражение основных эмоций, на развитие восприятий, выразительность жестов. Ранее эти дети были эмоционально и психологически запущены. Сейчас в ходе репетиций часто можно услышать: «А можно во так исполнить?», «А я хочу сделать так...» - это прекрасное проявление творческой инициативы.

Психологический портрет участников проекта и динамика изменения их личности

К учебе в театральном отделении Усть-Кубинской школы искусств привлечено более 30 человек воспитанников Усть-Кубинского детского дома. Психологами и педагогами детского дома зафиксировали положительные изменения в поведении детей в процессе реализации проекта «К душе - через театр...». У детей повысился познавательный и эмоциональный потенциал.

Расширился кругозор, появилось чувство ответственности перед коллективом, целеустремленность. Воспитанники, посещающие театральную студию «Начало», выделяются среди коллектива детского дома большей активностью, добротой, умением общаться с взрослыми, самоорганизацией, любознательностью, умением понять поступки людей и оценить их, придти на помощь в случае необходимости. Эти дети белее внимательны к людям, тактичны, у них белее обостренное чувство собственного достоинства, они более уверены в себе, раскованы в общении с незнакомыми людьми. В результате занятий театральным творчеством, у них развивается память, что помогает в учебе. Они значительно улучшили результаты в усвоении школьных знаний. Эти дети менее конфликтны, как в коллективе детского дома, так и в школе.

Ребята, занимающиеся театральным творчеством - лучшие помощники воспитателей при организации коллективных творческих дел в детском доме. Они очень активны и умеют увлечь за собой других ребят, проявляют творческую инициативу, любят сами организовывать праздники, вечера, встречи, концерты и другие общественные дела. Эти дети являются примером самодисциплины, саморазвития для всех остальных детей детского дома. Нравственные качества этих ребят также заметно улучшились.

Ребята сами пишут сценарии проводимых мероприятий в детском доме, таких как «Наш дом», «Я вас люблю», «Народный хоровод» и др. Так обогащаются представления детей о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, содержательная бедность общения, эмоциональная нестабильность. Особый эмоциональный настрой создается, когда дети готовятся к так называемым «Смотринам» - посещению детского дома будущими «родителями». Дети наводят порядок в группах, украшают зрительный зал, готовят себе наряды, пишут сценарий «смотрин». Участие в этом мероприятии повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веры в собственные силы. Мероприятие способствует налаживанию эмоционального взаимодействия с взрослыми и другими детьми.

Воспитанники Усть-Кубинского детского дома неоднократно принимали участие в областных фестивалях детского творчества среди детских домов «Созвездие», выступают с концертно-театральными программами в различных организациях с. Устье-Кубенское, перед ветеранами, инвалидами.

Занятия театральным творчеством благоприятно сказываются на психологической обстановке в коллективе детского дома и положительно влияет на дальнейшую судьбу детей. В 2010 году 4 воспитанника получили свидетельства об окончании курса актерского мастерства с оценкой «отлично». За три года работы проекта было усыновлено и принято в семьи 25 воспитанников детского дома, 12 выпускников после получения среднего образования продолжают учебу в училищах и колледжах. Проект «К душе через театр» органично вошел в структуру детского дома, в педагогический процесс: создана творческая развивающая среда, организована театральная группа «Начало», есть зрительный зал, в котором дети занимаются театральной деятельностью, костюмерная мастерская, помещение для изготовления декораций. Не случайно в качестве девиза проекта педагогами была выбрана народная мудрость «Хоть убейся, упади, а деток в люди выведи...».







Опрос


Оцените качество оказаваемых услуг

Пройти опрос


Издания на заказ

Альбом сколков кружевных изделий. В 2-х частях. Ч. 1. Вологодское кружево в интерьере / Сост. М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова 
М.Ч. Медкова, О.Ф. Кириллова Альбом сколков кружевных изделий. Ч. 1. Вологодское кружево в интерьере
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос

Блоги районов

В блоге пока нет сообщений