Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист

А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист
А. Глебова. Бондарь Алексей Фёдорович - мастер-керамист

Вологодская земля всегда славилась мастеровыми людьми. Здесь возникли и успешно развивались многие виды художественных промыслов и ремесел, среди которых видное место занимало гончарное искусство. Сотни мастеров трудились в различных гончарных центрах, изготовляя для нужд населения горшки, кринки, кувшины, кубышки, топники, рыльники, опарницы, корчаги и т.д. Гончарные изделия еще в первой половине прошлого века пользовались большим спросом у населения. Сегодня нет необходимости в большом количестве глиняной посуды, поменялось и отношение к изделиям гончаров, их произведения воспринимаются как сувенирная вещь или предмет декоративного назначения. Искусство народной керамики стало достаточно редким видом ремесла, его развивают профессиональные художники, мастера традиционных промыслов и мастера-педагоги. К мастерам такой ныне редкой профессии относится и Алексей Фёдорович Бондарь, народный мастер России.

А. Ф. Бондарь родился 14 ноября 1948 года в Крыму, в селе Изобильное Алуштинского района. В 1952 году семья переехала в Вологду. В школьные годы Алексей занимался в кружке изобразительного искусства при доме пионеров у основателя вологодской художественной школы Юрия Александровича Баранова. Именно этот талантливый педагог-художник зажёг в душе юного вологжанина тягу к прекрасному. Однако после окончания школы в 1966 году (учился он в школе No 7 г. Вологды) Алексей выбрал чисто техническую специальность. Работал сначала учеником монтажника АТС и учился на вечернем отделении Вологодского политехнического института. Получив специальность инженера-механика, он несколько лет трудился на заводе ЖБИ «Сельстрой», а затем – инженером-конструктором на Вологодской мебельной фабрике «Прогресс». Специалист по контрольно-измерительным приборам и автоматике, имеющий богатый опыт работы с компрессорами и котлами, в 1990-е годы А. Ф. Бондарь, в связи с начавшимися экономическими реформами в стране, реорганизацией предприятий и последующими массовыми сокращениями, вынужден был освоить новую профессию. Жизненная стезя привела Алексея Фёдоровича к преподавательской и творческой деятельности. Он стал педагогом дополнительного образования в Вологодской студии керамики «Синяя птица» Центра дополнительного образования. То, что А.Ф.Бондарь стал педагогом, наверное, не случайно, так как в роду у него дед Яков Фёдорович, выпускник учительской семинарии 1908 года, работал учителем, отец Фёдор Тимофеевич Бондарь, кандидат педагогических наук, закончив аспирантуру, преподавал в Вологодском пединституте. Мать Нина Яковлевна работала агрономом, но после окончания педагогического института, некоторое время преподавала в школе No 5 города Вологды. Профессию преподавателя выбрали сестра Алексея Фёдоровича и его племянница, а дочь Татьяна освоила профессию педагога-дефектолога. Жена Елена Орестовна до выхода на пенсию преподавала русский язык и литературу в вологодских школах.

В 1994 году А. Ф. Бондарь начал осваивать мастерство игрушечника в студии керамики «Синяя птица», куда он попал благодаря сыну Ярославу. Вечерами, приходя за мальчиком после занятий в студию, Алексей Фёдорович подолгу засиживался в мастерской, присматривался, всем интересовался и, как человек увлекающийся, в конце концов взял в руки кусочек глины и попробовал слепить свистульку. Это занятие увлекло его настолько, что стало не только хобби, но и делом всей его жизни. Он систематически посещал студию, внимательно смотрел, как работает мастер-педагог, сам старался повторить, все подмечал, пробовал, экспериментировал. Ученик-самоучка, как он себя называл, оказался очень талантливым. В 1995 году Алексей Фёдорович впервые сел за круг в мастерской у В. В. Холщагина, который в ту пору работал в студии «Синяя птица». На развитие его художественного вкуса большое влияние оказали педагоги-художники – Н. В. Костромитина и заслуженный художник России, художественный руководитель студии Т. А.Чистякова. Можно с уверенностью сказать, что студия «Синяя птица», которую он назвал «уникальным явлением» в Вологде, и её преподаватели дали профессию и определили дальнейшую жизненную дорогу А.Ф. Бондаря.

В 1996 году он был приглашён в Центр дополнительного образования в качестве мастера по обжигу керамики. Пригодились Алексею Фёдоровичу и знания инженера-механика, он для студии разработал и заказал на заводе ручные настольные круги – турнетки, на которых значительно легче было лепить глиняные игрушки. Он сделал для студии гончарный электрический круг, занимался конструированием печей для обжига.

В студии керамики «Синяя птица» А. Ф. Бондарь некоторое время работал лаборантом, а с 2005 года перешёл на должность преподавателя. В последние годы в ЦДО вел технологию гончарного дела и народной игрушки. В его классе, как и у других педагогов, обучались одновременно и дети и взрослые. Он обладал прирожденным даром педагога-наставника, вёл занятия спокойно, «с шутками, прибаутками», особенно его любили дети. Алексей Фёдорович приветствовал и поддерживал форму «семейного творчества».

А. Ф. Бондарь не ограничивался рамками только преподавательской деятельности, он сам упорно совершенствовал мастерство, отрабатывал традиционные формы сосудов, лепил глиняные игрушки в кирилловских и вельских традициях. При вытягивании глиняных сосудов на гончарном круге очень трудно, оказалось, выдержать линию, сохранить пропорции, завершить горловину, поэтому Алексей Фёдорович учился не только у педагогов студии, но и ездил к народным мастерам керамики – С. А. Лопатенко (Череповец) и Т. В. Горбатовой (Верховажье) для индивидуального обучения, изучал народную керамику в фондах музеев области. Особенно ему нравилась своей архаикой керамика бассейна среднего течения реки Сухоны. Встречи с мастерами других гончарных центров страны на фестивалях и выставках напитывали душу мастера, обогащали его знания. Он всегда с большим интересом посещал мастер-классы и практические занятия, внимательно наблюдал, как мастера разных центров лепят игрушки, делают глиняную посуду и декоративные произведения, перенимал технологические приемы. Всё это принесло хорошие результаты: изделия мастера заслужили высокую оценку специалистов, стали демонстрироваться на крупномасштабных выставках. Ассортимент его изделий довольно широк: кринки, розливы, горшки, кубышки, кувшины, кружки, бутыли, сосуды для сбора воды, свистульки – окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек. Игрушки А. Ф. Бондаря небольших размеров, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост-свисток и две небольшие ножки в виде выступов. Фигурки имеют обобщённый образ, отличаются лаконичностью и простотой. При изготовлении свистулек мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в игрушке. Он использовал красную глину, чаще всего сокольскую.

Глиняные сосуды А. Ф. Бондаря, созданные в народных традициях, отличаются упругими формами, плавными линиями, устойчивыми основаниями. Пропорции изделий соразмерны, части и детали масштабно соподчинены друг другу. Кувшины и кубышки с шарообразными или чуть вытянутыми яйцевидными туловами, переходящими в горловину. Верхний край сосудов завершается небольшим скосом внутрь. Миски, кринки и горшки с плавно изогнутыми стенками и крутыми плечиками имеют, как правило, выемчатое углубление у широкого открытого верха, которое выделяется рельефными рубчиками. Ручки у кувшинов и кружек небольшие, уплощённо-овальные. Тулова многих изделий у основания чуть расширяются, создавая устойчивую платформу. Внутренняя поверхность изделий несёт отпечаток ручной формовки в виде мелких рубчатых окружностей. Декор сосудов скуп и лаконичен, это рельефные пояски, звёздочки и розетки, нанесённые штампиками, и глазурь, иногда ангоб. Как и старые мастера, А.Ф.Бондарь наносит поливу не на всю поверхность изделия, а только на его верхнюю часть. Глазури придают предмету нарядность и блеск, создают красивые цветные потёки. Низ сосудов без поливы приятного светло-охристого цвета. Фактура обожжённой глины шероховатая, глиняные изделия теплые, уютные, приятные для глаз.

В последние годы А. Ф. Бондарь увлекся созданием декоративных сосудов-скульптур и сосудов с секретами и головоломками. Он умело сочетал искусство мастера-керамиста и знания инженера-конструктора, постоянно находился в поиске, придумывая формы, которые внутри имели потайные отверстия, каналы, перегородки. Его сдвоенные сосуды, созданные наподобие «горшков-щанок», оценил ведущий специалист по головоломкам А. Т. Калинин, отметив автора в своей монографии «Русские и зарубежные сосуды с секретами». Алексей Фёдорович радовался каждому удачному решению, щедро делился находками, новыми приемами в создании секретов в глиняных изделиях. Свои разработки он показал на первой персональной выставке, которая прошла в Областной детской библиотеке, где он вел кружок по головоломкам.

А. Ф. Бондарь увлекался шахматами, журналистикой, выступал на научно-практических конференциях, писал статьи в газеты и журналы, активно сотрудничал с музеями, особенно с Архитектурно-этнографическим музеем в Семёнково. Ни один большой праздник или фестиваль не проходил без его участия. Он обустроил в музее «Гончарную мастерскую», с большим удовольствием проводил мастер-классы, интерактивные экскурсии и занятия, выставлял свои изделия на выставках-ярмарках.

В 2002 году А. Ф. Бондарю был присвоен статус «Мастер художественных промыслов Вологодской области», а в 2006 году Союзом художников России ему присвоено звание «Народный мастер России».

 

Ангелина Глебова, заслуженный работник культуры РФ



Назад в раздел





Издания на заказ

Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
Заказать почтой

Полезные ссылки

Задать вопрос


Группа ЦНК Вконтакте