Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные обряды и фольклор Устюженского района

Масленичные обряды

  • Масленица
  • Встреча масленицы
  • Катание на лошадях и гостевание
  • Масленичный костер
  • Прощание на великий пост
  • Примечания

  • Масленица

    Масленица - один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее так или иначе отмечали все - от малых детей до глубоких стариков. Празднование Масленицы принципиально выходило за рамки каждой отдельной деревни, через различные ритуалы соединяло между собой все население округи: "Широкая Масленца! Везде была Масленца!" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-01). Длилась Масленца целую неделю. Однако всю неделю широко праздновали ее далеко не все крестьяне: "Раньше с понедельника загуливали богатые, а с читверга - уж кто победней загуливали Масленцу" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 091-18). Подавляющее большинство свидетельств указывает на то, что традиционно "Масленцу гуляли с четверга до воскрисенья" (Мод., Плотичье, ШТНК: 075-20 1), иногда со вторника 2 или со среды 3.
    Наверх


    Встреча масленицы

    О встрече Масленицы устюженские старожилы упоминают крайне редко 4. Развернутый обряд встречи зафиксирован только в д. Ярцево: "Накладут [в]он робята в корыто шшепок да всячины или чё-ни[бу]дь другоё, да зажгут, и по деревне и поедут. Верёвку привяжут [к корыту] и с огнём едут... И вокруг [деревни], и в деревню ездили. Это перьво встречают, а потом как кончаетцы Масленица, провожают уж: опять снова зажигают да ездят" (Залес., Ярцево, КЦНТК: 115-15); "Зажигали огонь на санках и возили. <...> Зажжём костёр, поедём по деревне... с огнём. Корыто худоё [поставим] на санки да и пошёл" (Там же, КЦНТК: 110-15).
    Наверх


    Катание на лошадях и гостевание

    Одним из основных масленичных действ было катание по деревням на лошадях 5: "Катаютцы. Ходят по гостям с четверга до воскрисенья. Эть раньше катались было: севонни, в этот день, катаютцы в одной деревне, съязжаютцы... на второй день в другую деревню поедут кататцы да там праз[д]нуют. Так вот праз[д]новали" (Мод., Слуды, КЦНТК: 139-38)

    Лошадей для масленичного катания запрягали в специальные выездные сани, сбрую и дугу украшали лентами, разноцветными тряпочками, бантами, обязательно подвешивали колокольчики: "Подгарки на лошадей-то навесят. Ой! Как поедут-то! Раньше санки-то такие баские были. Выкинут ковёр на задками (как раньше ткали) и катаютцы молодёжь" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 091-18); "Набасят сбрую-то всюе лентам всяким. А тут... навязывали эти подгарки, там всё грухали, а к дуге колокольцо [подвешивали]. Вот и катались всё вдоль деревни туда-сюда. С песням все [катались]" (Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29). По воспоминаниям рассказчиков, одновременно в Масленицу могло выезжать по 30-40, а то и по 90 упряжек 6

    Обычно молодежь разных деревень договаривалась, в какой деревне они будут кататься в тот или иной масленичный день 7. Парни сажали в сани празднично одетых девушек, гармониста, и компании молодежи с песнями и веселым звоном колокольчиков разъезжали по округе. В деревнях их уже ждали и зазывали к себе в гости: "Началась с понидельника масляна ниделя. Ну и все и ладятцы там. Девки (в читверг, в пятницу и субботу принимали девок в гости в чужих деревнях) ездили на санях кататцэ. <...> Санки роскрашены, на санки ковры [накинуты] назад-то, - ну, самодельныи, тряпошны[е] всякии - красивыи наделаны. И сидят там в санях <...> девки, парни. <...> Четверо сядут взаде, потом к им на колени. <...> Покатаютцы там [по деревне]. Вот если я - девка, дак к сибе [зову], выхожу и гов[о]рю: "К нам". Или даже выбегаю на дорогу и за вожжи беру - их к себе в гости [зову]. Вот у меня то[ль]ко выедут, там другии [их к себе приглашают], раз деревням гуляли дак. Погуляют, поедут" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32). С таких катаний молодежь могла вернуться домой только под утро 8.

    Взрослые, точно также распределив масленичные дни, ездили в гости по родне и гуляли по деревне своими компаниями: "Раньше Масленцу гуляли как: вот сёдни в этой деревне Масленца - гуляют, завтра в той деревне Масленца. В каждой деревне отдельно гуляли. У нас вот, например, было в воскресеньё. А вот к родственникам ездили, [д]ак у одних - в субботу, у других - в пятницу уже... Вот родственники приедут к нам в гости - родня, дак у нас погуляют, а наши отправляютцы дак к тем гулять в другой день. А так-то в деревне как гуляли?.. Вот гостей всех отпровадят, а потом деревня сама гуляют, вот по избам ходят. Сёдни посидят у меня, пойдут в другую избу... Вся деревня и ходила... В день-то везде обойдём. Тут часик посидим, в другую избу пойдём. У всех настряпано, у всех наготовлёно. Весело было. С гармонью [гуляют], пляшут, поют" (Дуб., Расторопово, КЦНТК: 080-53).

    К обязательным масленичным обрядам относилось катание молодоженов, справивших свадьбы в предшествующий период межговенья 9, и гостевание зятя у родителей жены 10: "Уж зять - первой гость" (Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29). Как правило, родители сами приезжали за зятем и дочкой в "масляной" четверг и оставляли их у себя до воскресенья или даже до Чистого понедельника: "Молодыих брали в гости: поили, угошшали - тёшша с тестём... А брали их в четверг до Масленцы [= до воскресенья] ешшо... Дак вот зятя, молодых, брали в четверг и праздновали до Масленицы. А в праздник, в Масленицу, уж тут самый разгар!" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 137-32); "На Масленцу брали зятёвьей с четвергаМолодих <...> Масленица-то настояшшая в воскрисеньё - кончаетцы уж. А зятя брали в четверг. Они там и живут у тёшши до воскрисенья" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-12); "У ково дочки замуж отданы да зятья есть, дак принимают в гости. <...> Зятьей принимали до Чистова понедельника. А в Чистой понедельник уже всё прекрашшаетцы. Никакова гулянья нету. Начинаетцы пост" (Мод., Слуды, КЦНТК: 139-38).

    Нередко на первую Масленицу в гости к родителям молодой приезжали и другие ее родственники - не только посмотреть на зятя, но и закрепить новые родственные связи: "А перву Масленцу дак все родни окоплеютцы - ейны. А как вторая Масленца, дак то[ль]ко зять один... Хоть и первая Масленица, дак приезжали гости... в воскрисеньё то[ль]ко. А зять живёт уж до воскрисенья" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-12)

    Помимо того, что молодые гостили до Прощеного воскресенья, иногда они приезжали к родителям, особенно если те жили недалеко, еще раз, в Чистый понедельник, для того, чтобы заговеться на Великий пост яичницей: "За столом посидят эсли час, два, три. Гос[т]и. Гос[т]и. Еишницу сдела[ю]т - как понедельник чистый дак. <...> Тёшша делали зятю. <...> Как молодыё [в]от приедут, дак уж обезательно еишница" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20); "Тёшша уж яишницу [сделала] - подготовлёно. Зять заговлятцы приехал - еишница на столе" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-08).


    Наверх


    Масленичный костер

    Разгульная масленичная неделя заканчивалась в Прощёное воскресенье 11

    Важнейшим ритуалом этого дня было сожжение Масленицы, которое совершалось всегда вечером, когда начинало "сумерять" 12. В Устюженском районе костер называли по-разному: "палига" ("палина", "палигина") 13, "опалиха" 14, "теплина" 15. Устраивали его обычно за деревней в поле 16, как правило, на высоких местах, чтобы огонь был виден из окрестных деревень 17: "На высоте наровились - как на гурбанчике. <...> Больше всего на горушках было, штобы видно... Раньше-то деревень-то много было, палиг-то было в каждой деревне. И на горушке старались [делать]. И [в]от идёшь, дак уж видать, визде горит как. <...> Так как идёшь... дак всех видать, все деревни. Ну, думаёшь: "Вот в этой горит, вот в этой"" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20); "А поглядишь на улице-то, дак везде горит, везде горит! В каждой деревне видать. Выйдешь за деревню-то, дак видать: вон там горит Масленца-та, што зарёво хорошоё, вон там [горит], вон там, вон там" (Уст., Дементьево, КЦНТК: 088-12).

    В д. Бородино место под костер выбиралось рядом с дорогой, по которой возили покойников: "Масленцу жгли - куда [в]от возят хоронить, в ту сторону, по етой по дороге. Теперь-то [в]от неправильно жгут. Куда [в]от покойников возят, дак в ту сторону больше... Такой был порядок" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 091-18); "По дороге по етой должны [жечь] - по закону" (Там же, КЦНТК: 090-20)

    В Никифоровском сельсовете костры разводили у дороги и для того, чтобы закидать горящими головнями тех, кто поздно возвращается домой с масленичной гостьбы 18: "А в воскрисеньё даже старики ли, мужики ли середнёво возраста с бабам поедут из гостей - надо [ехать раньше], штобы не было этой теплины, а то головешкам накидают... - куды эсли попадёшь: в сани ли, в чоловека. Вот этово и боялись. Лошадь-то ладно, лошадь убежит, а в одёжину-то попадёт куды <...> Все обязатяльно и должны не пропустить никово по дороге. У дорог и делали [костер]" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32); "Это такой обычай был... Схватят головешку. Едёт эсли лошадь... и кидают. <...> Раньше озорничали так... Это озорс[т]во ведь. Што и гов[о]рят, што закидают головешкам. Надо ехать в Масленицу раньше из гостей. <...> Вот и собираютцы, што надо ехать, штобы головешкам не закидали" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20)

    В деревнях Моденского сельсовета костры разводили на берегу реки или озера 19 или даже на самой реке, на льду 20. Берег здесь являлся и естественной горкой, с которой всю масленичную неделю и, конечно же, во время сожжения Масленицы ребятишки катались на специально изготовленных досочках - "коньках" - или на санках и дровнях, утащенных у зазевавшихся хозяев 21: "Было: санки украдут. Оставишь у дома - на Масленцу увезут. Дровни с колхознова двора увезут, насядут и с горы катаютцы" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-03).

    Сбор дров для масленичного костра входил в обязанности ребятишек-"недоростков", хотя на последнем этапе - устройстве костра - к ним присоединялись и старшие ребята.

    Готовили костер обычно непосредственно в само воскресенье - либо целый день 22, либо "начнут с полдня и до вечора... А вечором уж поз[д]но ведь затопляем-то" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20). Иногда сбор дров начинался с субботы 23. А маленькие ребятишки, для которых сожжение Масленицы было, пожалуй, самым главным действом, могли собирать и всю неделю, а нередко запасали топливо даже с лета: "Уж за неделю начинаем носить дрова, соберать. Смольё вот это, котороё от дров оставши, запасаём ишшо с лета всё. Саночки берём и вот таскаём - полной день, полной день. Навозим за деревню в полё. И там... жгли большую Масленцу хорошую" (Мод., Слуды, КЦНТК: 139-38).

    Маленькие сборщики проходили всю деревню и у каждого дома просили для масленичного костра дров и веников. "Кричат во всю ивановску - ребятишок [в]едь не один чоловек подойдёт" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20): "Есть у вас для Масленки дров?" (Мод., Красино, ШТНК: 078-07), "Дайте на Масленцу!" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-23), "Давайте дров на Масленцу!" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18), "Давайте на Масленицу дрова!", "Давайте дрова, давайте!" (Там же, КЦНТК: 090-20), "Дайте Масленицу жечь-провожать! Масленца-б..дь, не дала погулять..." (Уст., Шустово, КЦНТК: 091-06), "Дайте на Масленцу! Масленцу сожечь надо!" (Залес., Б.Восное, КЦНТК: 116-17), "Бабушка (или дедушко), давай нам дров на Масленцу!" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-01), "Дай веничок!" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-03)

    Хозяева могли отдать на масленичный костер все, что вышло из хозяйственного употребления: солому, бочки, плохие сапоги, горшки и т. п. 24 Но в первую очередь все же старались подать дрова и веники 25, как правило, два полена или два веника: "Собераем по деревне - ездим на санкаф. <...> Придём вот хоть х тибе или ко мне: "Ты дай нам хоть дров полена два. Эть мы будем Масленицу жечь". Ну, нам дадут. Фто ска[ж]от: "Дров нету, нате соломы вам"... - соломы дадут. Фто сноп, фто два, фто веник даст, - всё заберали" (Уст., Шустово, КЦНТК: 091-06)

    Сожжение Масленицы было общим делом всей деревни и касалось не только живых, но и умерших родителей (см. ниже). Поэтому обычно ребятишкам "не отказывали, раз на[д]о поминать ведь родителей-то" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20): "Хоть два полена ты должна дать" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32)

    Но ребятишки, особенно подростки и молодежь, не ограничивались тем, что подадут, и тащили в костер все, что лежало без особого хозяйского, а еще чаще, родительского присмотра 26: "Целый день возим на санках - где чево найдём. Дома еще украдёшь. Батько ругаёт - всё-равно полен пять-шесть упрёшь. А нас, шпаны, человек тридцать было, не меньше" (Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02)

    И даже когда вечером приходили к уже готовому, сложенному костру, каждый считал необходимым захватить с собой дрова, солому, льняную трест‰, а также несколько березовых веников 27, которые использовались в качестве своеобразных "факелов": "Масленицу жечь - все и бегут, несут: хто два полешка, хто пять, - кому ско[ль]ко не жалко, у ково ско[ль]ко дров" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32)

    Костер укладывали либо "снопом" ("шалашиком"), либо, реже, "поленницей"  ("клеткой"): "Накладут там ростопки, хворосту всяково, а потом поленьё - так как стогом. Она стогом и горит - Масленца-та - таким, копёшкой... Копной" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32)

    В середину костра обычно втыкали высокую жердь с надетым на нее соломенным снопом, колесом или керосиновой бочкой 28: "Бочку привесят на кол да жгут. На кол - поточат - и жгут Масленцу. <...> Какая-небудь карасинная или какая-небудь такая. Дак она и сама горит. О-о-о! Высоко сделают!" (Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40); "Изо ржаной соломы дак сноп сделают да высоко так вот поставят на жердинку" (Там же, КЦНТК: 114-29)

    В маленьких деревнях и на появившихся в начале века хуторах больших костров не делали, но установленный обычаем обряд прощания с Масленицей все же совершали, хотя и в крайне усеченном виде: хозяева у своего дома или за деревней на горушке поднимали на жердине зажженный сноп либо льняную тресту. Такая Масленица сгорала быстро: "У меня, было, отец навяжет сноп соломы на жердину такую, штобы повыше поднять... И зажигает, кверху подымаёт" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-16); "Вот и Масленцу сжёг" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-06).

    По большинству утверждений, в Устюженском районе масленичное чучело не делали. По всей видимости, Масленицу как антропоморфный персонаж представлял сам сложенный "шалашиком" костер, над которым в виде головы возвышалась надетая на жердь бочка или сноп. Но иногда могли сделать и Масленицу-"куклу": "Накладут такую клетку - поленницу. Там нарядят куклу соломенную, зажгут, и она горит. Далёко видать!" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-01). В д. Даниловское масленичное чучело, прежде чем сжечь, возили по деревне: "Чучело сделают, повезут вдоль деревни взад-вперёд... А потом где-нибудь у етой теплины или поближе к деревне ево сожгут - из соломы сноп, дак долго ли. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета - сноп дак. Юбка - [чтобы] там не видать на коле - ткнута. Голова какая-нибудь привязана, накутана. Потом, как народ-то глядит, а [ребятишки] бегают туто-тко и мажут друг дружку [сажей]" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32).

    Посмотреть на то, как горит Масленица, и попрощаться с нею приходила вся деревня - не только дети и молодежь, но и взрослые 29. Пока горел костер, молодежь и взрослые играли на гармонях и балалайках, пели песни, плясали. Огонь масленичного костра могли использовать и для лечения - "сожжения" болезни: "Платья кидали рваны, штоб боль нашу взял. Говорят: кинёшь рубаху свою или халат какой, дак боль сгорит. [Говорили]: "Дайте мне здоровья, возьмите с меня боль", - пусть с меня боль снимет, когда сожгла" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-03).

    У ребятишек во время сожжения Масленицы были свои развлечения. Они бегали вокруг костра, ловили друг друга, толкали в снег, а то и в огонь, валялись, кувыркались, мазались сажей, кидались снежками и горящими головнями. 

    Рудименты архаических обрядов и представлений прослеживаются в их действиях со специально припасенными березовыми вениками. Так, при сожжении Масленицы и дети, и молодежь с зажженными от костра вениками или горящими головнями катались на санках с гор 30: "Чоловек тридцать-сорок соберётца. На санях катались там. Веников каждый по две пары принесёт. Зажжёшь - и с горы на санках! Ой! весело! Всю ночь [катались]. И катались со следующее утро - девки, парни. <...> По две пары веников брали специально, штоб [с горы кататься] - с веником с горы летишь - только искры летят. Весело! В Масленицу весело! Много народу собералось" (Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02). Если костер был недалеко от деревни, то ребятишки могли пробежать с ярко пылающими и рассыпающими искры вениками и по деревне 31, что было категорически запрещено в какое-либо другое время. А в Залесском сельсовете горящие веники и солому возили по деревне даже на санках: "Раньше и по деревне [возили]: насоберают веников да соломы да и по деревне на санках везут - только искорьё лётит... Ковда уж провожают, это в воскрисеньё. <...> Солому да веники так зажгут да и вёзут. <...> Провезут по деревне да вот и всё" (Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40).

    Повсеместно при прощании было принято ругать Масленицу 32. Так, в д. Красино ее обзывали "ба[б]ушкой-пердуньей" (Мод., Красино, ШТНК: 078-07). Но чаще звучал другой, формульный текст: "Ругались... - мало дала погулять дак. Говорят: "Масленца - б..дь, не дала погулять!"" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-01 33).

    Начало или окончание этой корильной припевки в разных деревнях многообразно варьировались (№№ 19-23):

    ...На Великой пост
    Дала редьки хвост.
    (Уст., Шустово, КЦНТК: 091-07 34)

    ...На Великий пост
    Оторвали хвост.
    (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-72)

    ...Омманула, пёрнула,
    Всех с окошка дёрнула.
    (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-07, 09)

    ...Настаёт Великой пост 
    Ташшите Масленцу за хвост.
    (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-02 35

    ...Оскоромисси,
    Переломисси. 
    (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 087-31)

    ...Молока похлебать.
    До Великого поста 
    У тебя подхвостица толста. 
    (Залес., Крутец, КЦНТК: 111-01; 113-33)

    ...До Петрова дни,
    До Покрова дни.
    (Дуб., Расторопово, КЦНТК: 080-52)

    ...До Христова дни
    До Иванова дни. 
    (Залес., Залесье, КЦНТК: 109-39)

    ...Девки сели на клюку,
    Переехали реку,
    Там поймали зайца,
    Вырезали яйца.
    (Залес., М.Восное, КЦНТК: 114-27)

    Масленца-сука! 
    Не дала постукать...
    (Мод., Красино, КЦНТК: 144-09 36

    Масленица чесная - 
    Рогушечка пресная...
    (Залес., Крутец, КЦНТК: 113-10 37

    Сидит кошка на окошке,
    Вышивает себе хвост.
    Скоро Масленца проходит,
    Настает Великой пост.
    (Уст., Учхоз-Раменье, ОНМЦК: 004-33, 34)

    Были и более развернутые варианты масленичной припевки: 

    Масленица-сурывка
    Не хочешь ли обрывка!
    Масленца-б..дь,
    Не дала погулять
    До Христова дни,
    До Петрова дни!
    Настаёт Великой пос[т],
    Остаётцы редьки хвос[т]!" 
    (Залес., Ярцево, КЦНТК: 115-15 38)

    Ситуации, в которых такими словами прощались с Масленицей, также могли быть различными: их кричали и при сборе дров, и около костра, и при катании с гор, и когда бегали с горящими вениками по полю или по деревне, и когда уходили с костра: "Ругали Масленцу-ту: "Масленица-сука, не дала постукать! Масленца (называли худым словом), не дала нам погулять!" - с веникам когда бегали [по деревне]" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 141-11); "Ковда вот пойдёшь с этова [с костра] и говоришь - поворачивашьши: "Масленца-б..дь, не дала нам погулять!"" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-30)

    Перед уходом с догорающего костра полагалось перепрыгнуть через него, чтобы очиститься перед Великим постом от масленичного разгула 39, а затем взрослые собирались небольшими компаниями, чтобы заговеться на Великий пост яичницей 40: "Соберались - еишницу делали... Вот проводили мы ие, сожгли, розошлись: "По[й]дёмте ко мне". Ну и собрались: по стопке выпили, по рюмке, еишницу сделали - проводили. В Чистой понедельник уж надо опохмелитцы" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-03); "И вот с палиги приходишь - ...еишницу [сделаешь]. <...> Ишшо ково позовёшь - идёшь с палиги - соседку [позовёшь]: "Пойдём ко мне, проводим Масленицу". Вот и садишьши за стол, дела[е]шь еишницу. И выпьёшь по стопочке" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20); "С Масленцы [когда придут] еишницу обезательно вечором делали" (Там же, КЦНТК: 091-18); "Еишница - заговляемси" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-08).

    Молодежь после костра возвращалась в деревню уже для разрешенных в этот вечер шалостей. Как и в святки, они заливали водой и замораживали или закладывали дровами двери 41, воровали сани и либо делали из них на середине деревню "башню", либо спускали их под гору, либо подставляли к дверям 42, пугали бобылей: "Сожжём костёр-то дров-то и побежим - молодёжь-то вся - по деревне. Где-нибудь за скобку... привяжём ниточку: шшёлк! шшёлк! А там где бабки-те по одной [живут], там дак дрезнили бабку-ту эту... шшёлком-то. Она: "Кто там? Кто там?". Она выбегает, ругает нас, а мы: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-12); "Увозили санки - у ково чово найдём. Делали башню большую на серёдке деревни. В кучу стаскивали [санки] и клали [друг на дружку]" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 141-10); "Вот россердимси на при[д]сидателя, дак все и дровни, и всё-всё-всё, всё ему из дому привезём - баррикаду сделаём. На другой день нам всем штраф" (Мод., Красино, КЦНТК: 144-08).


    Наверх


    Прощание на великий пост

    Масленичный костер - это прощание не только с Масленицей как календарным периодом, но и с умершими родителями 43, которые невидимо пребывали в этот период рядом с живыми: "От палиги отходят и прошшаютцы... с родителям-то с мёртвым. <...> От Масленицы пойдёшь и прощаешьсе. По домам-то по[й]дёшь и говоришь: "Прости миня, грешную. Прости миня, грешную", - вот так" (Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20). В д. Волосово даже сам масленичный костер мог осмысляться как собирательный образ умерших родителей: "Теплина - это называлось: прошшаюццы родители. <...> Делают теплины. Ну, там балуютцы... за девкам взади бегают, - вот такое, в общем, баловство. А прощаюццы как: вот ковда придёшь на эту, на родителей-то... (Вопр. собирателя: Куда придёшь? На кладбище?) - Нет. Ну, где этот, огонь-то. <...> Ну вот и придут: кто бегаёт, кто чово делаёт. Подойдёшь да [скажешь]: "Господи, родители правенны, простите миня, грешную". Там начнёшь причитывать, там: "Папонька, мамонька, - в обшом, кто есть родители, - простите миня грешную"" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 079-25)

    Если кладбище было рядом, то с умершими прощались на кладбище: "Мы вот даже эво - ходили на кладбищо. Выйдём тут - кладбищо у нас рядом, дак: "Родители правильны, простите миня грешную, батюшко, матушка", - там хто там, хто схоронен" (Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-29). Если же кладбище было далеко, то могли попрощаться и на перекрестке дорог - поклониться в ту сторону, где похоронены родители, и попросить у них прощения 44: "Выходят на кресты, прошшаютцы с родственникам - покойникам-то. В которой стороне [они похоронены]. Я мо[ж]ет сама вот сижу в Даниловском, а родственники, мо[ж]ет в Сандове, ну, сандовской дороге и поклонишьши - сколько там поклонов положишь, што: "Простите миня, грешную". И всё. Придёшь домой и заговеешьши до Пасхи" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32).

    Точно также, на дороге, просили прощенья и у тех близких родственников, с которыми не удалось повидаться в Прощеное воскресенье: "Там, может, в Сандове у меня [родственники] живут. Я поклонюсь, да и... услышат оне" (Там же, КЦНТК: 090-32).

    Обязательно просили прощенья и у всех, с кем встречаются в этот день: "Целой день ходят да [просят прощенья]. Мо[ж]от ты попала [навстречу] и поехала дальше, а я больше тебя не увижу, дак и говорю: "Матушка, прости ты миня, грешную"" (Там же, КЦНТК: 090-32). А вечером просили прощенья уже в своей семье, друг у друга 45.


    Наверх


    Примечания

    1 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 116-18; Избищи, КЦНТК: 116-01; Крутец, КЦНТК: 113-09; Ярцево, КЦНТК: 113-40; 115-15; Мод., Ванское, ШТНК: 082-39; Красино, ШТНК: 078-07; Плотичье, ШТНК: 075-20; Попчиха, ШТНК: 085-12; Слуды, КЦНТК: 139-38; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-41; 090-32; Уст., Шустово, КЦНТК: 091-06.

    2 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03.

    3 Залес., Асташкино, КЦНТК: 115-07.

    4 Залес., Ярцево, КЦНТК: 110-15; 115-15, 26; Мод., Плотичье, КЦНТК: 133-19; Никиф., Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-23, 25.

    5 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03; Залес., Асташкино, КЦНТК: 112-30; 115-07; Б.Восное, КЦНТК: 114-29; 116-16; Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 112-15; Избищи, КЦНТК: 116-01; М.Восное, КЦНТК: 114-21, 22; Ярцево, КЦНТК: 113-40; Мод., Ванское, ШТНК: 082-39; Колоколец, ШТНК: 079-10, 18; Кортиха, КЦНТК: 145-11; ШТНК: 077-05, 37; Красино, КЦНТК: 144-08; ШТНК: 077-40; 078-37; Плотичье, КЦНТК: 134-12; ШТНК: 084-07; Слуды, КЦНТК: 136-03, 13; 137-29; 139-38; 143-13; Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-06; Даниловское, КЦНТК: 089-08, 41; 090-32; Никифорово, КЦНТК: 087-30; Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-23; Уст., Шустово, КЦНТК: 091-06.

    6 Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Ярцево, КЦНТК: 113-04.

    7 Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-08; 090-32.

    8 Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02.

    9 Залес., Асташкино, КЦНТК: 112-30; Ярцево, КЦНТК: 113-40; Мод., Колоколец, ШТНК: 079-18; Плотичье, ШТНК: 075-20; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20.

    10 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29; Избищи, КЦНТК: 116-01; Крутец, КЦНТК: 113-09; Ярцево, КЦНТК: 113-40; Мод., Ванское, ШТНК: 082-39; Красино, ШТНК: 078-07; Плотичье, КЦНТК: 133-19; 134-12; 137-32; ШТНК: 075-20; Попчиха, ШТНК: 085-12; Слуды, КЦНТК: 136-01, 13; 139-38; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Волосово, КЦНТК: 084-08; Даниловское, КЦНТК: 090-32; Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-23.

    11 Мод., Коротиха, ШТНК: 079-24; Колоколец, ШТНК: 079-18; Красино, ШТНК: 078-07; Попчиха, ШТНК: 085-12; Слуды, КЦНТК: 144-16; Никиф., Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-23; Даниловское, КЦНТК: 090-32.

    12 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29; 116-16; Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 109-37; 112-16; Крутец, КЦНТК: 113-09, 33; М.Восное, КЦНТК: 114-22; Мод., Ванское, ШТНК: 082-29; Колоколец, ШТНК: 079-10, 18; Кортиха, ШТНК: 077-37; Красино, ШТНК: 078-25, 37; Модно, КЦНТК: 145-41; Плотичье, КЦНТК: 134-12; Слуды, ШТНК: 086-62; Никиф., Бородино, КЦНТК: 090-20; Волосово, КЦНТК: 084-06, 07, 08; Даниловское, КЦНТК: 089-08; Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-23; Никол., Никола, КЦНТК: 086-29; Уст., Кузьминское, КЦНТК: 081-45.

    13 Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Мод., Ванское, ШТНК: 082-29; Красино, ШТНК: 078-37; Плотичье, КЦНТК: 141-12; Уст., Игумново, ОНМЦК: 003-30, 33; Романьково, ОНМЦК: 003-03; Учхоз-Раменье, ОНМЦК: 004-32, 35.

    14 Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-29, 30; 087-30, 32; Залес., Избищи, КЦНТК: 116-01.

    15 Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 080-02; Залес., Залесье, КЦНТК: 109-10; М.Восное, КЦНТК: 114-21; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; Волосово, КЦНТК: 079-25; 084-06, 07, 08; Даниловское, КЦНТК: 090-32; Мод., Слуды, ШТНК: 086-62.

    16 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03; Залес., Залесье, КЦНТК: 112-16; Мод., Слуды, КЦНТК: 139-38; Никиф., Волосово*, КЦНТК: 079-25; 084-06; Пер., Избищи, КЦНТК: 111-37; Уст., Кузьминское, КЦНТК: 081-43, 45.

    17 Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 080-02; Расторопово, КЦНТК: 080-51, 52; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40; 114-29; 116-16; Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 109-10; 112-17; М.Восное, КЦНТК: 114-21; Мод., Попчиха, ШТНК: 083-31; Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-06, 07, 08; Никифорово, КЦНТК: 085-01, 29, 30; 087-30; Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-03, 13, 14.

    18 Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Волосово, КЦНТК: 084-08; Даниловское, КЦНТК: 090-32.

    19 Мод., Ванское, ШТНК: 082-29; Красино, КЦНТК: 144-08; ШТНК: 078-07; Модно, КЦНТК: 144-03; 145-41; Плотичье, КЦНТК: 133-19; 134-26; 137-29; 141-10; 145-06; ШТНК: 075-23; 084-07; Слуды, КЦНТК: 136-01, 05, 13; 139-05; 144-16.

    20 Мод., Коротиха, ШТНК: 079-24; Уст., Софронцево, ОНМЦК: 004-26.

    21 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40; Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 109-10, 37; Крутец, КЦНТК: 113-09; М.Восное, КЦНТК: 114-21; Мод., Ванское, ШТНК: 082-29; Колоколец, ШТНК: 079-10; Кортиха, КЦНТК: 145-11; ШТНК: 077-05; Красино, КЦНТК: 144-08; ШТНК: 078-07, 37; Модно, КЦНТК: 138-01; 144-03; Плотичье, КЦНТК: 133-19; 137-32; ШТНК: 084-07; Попчиха, ШТНК: 083-31; Слуды, КЦНТК: 136-03, 13; 144-16; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; Даниловское, КЦНТК: 089-41; Уст., Софронцево, ОНМЦК: 004-26.

    22 Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 112-16; Мод., Слуды, КЦНТК: 136-01, 05.

    23 Никиф., Волосово*, КЦНТК: 079-25; 084-06.

    24 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29; 116-16; Залесье, КЦНТК: 109-09; 37; 112-16; М.Восное, КЦНТК: 114-21; Мод., Ванское, ШТНК: 082-29, 39; Красино, ШТНК: 078-07; Модно, КЦНТК: 144-03; 145-41; Плотичье, ШТНК: 075-23, 25; 084-07; Слуды, КЦНТК: 134-12; 136-01, 05, 13; 137-29; 139-38; 144-16; 145-06; ШТНК: 086-62; Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-12, 23; Шустово, КЦНТК: 091-06; Кузьминское, КЦНТК: 081-43.

    25 Залес., Залесье, КЦНТК: 112-16; Избищи, КЦНТК: 116-01; Мод., Слуды, КЦНТК: 136-01, 05; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32.

    26 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 116-16; Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Мод., Модно, КЦНТК: 145-41; Плотичье, КЦНТК: 141-10; ШТНК: 075-25; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-18; Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-12, 23; Игумново, ОНМЦК: 003-30; Кормовесово, КЦНТК: 088-56; Романьково, ОНМЦК: 003-03.

    27 Дуб., Расторопово, КЦНТК: 080-51, 52, 53; Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Ярцево, КЦНТК: 110-07; Мод., Кортиха, ШТНК: 079-24; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-08; Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-18; Уст., Учхоз-Раменье, ОНМЦК: 004-32, 35.

    28 Дуб., Расторопово, КЦНТК: 080-51, 52, 53; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40; 114-29; Мод., Колоколец, ШТНК: 079-18; Красино, ШТНК: 078-37; Слуды, КЦНТК: 144-16; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 090-32; Никифорово, КЦНТК: 085-29, 30; 087-30; Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-03.

    29 Залес., Залесье, КЦНТК: 112-17; Мод., Модно, КЦНТК: 145-41; Слуды, КЦНТК: 136-03; 139-38; Никиф., Никифорово, КЦНТК: 087-30.

    30 Залес., Грязная Дуброва, КЦНТК: 114-02; Залесье, КЦНТК: 109-10; Мод., Колоколец, ШТНК: 079-10; Модно, КЦНТК: 138-01; Плотичье, КЦНТК: 133-19; Попчиха, ШТНК: 083-31; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-41.

    31 Мод., Красино, КЦНТК: 144-08; Плотичье, КЦНТК: 133-19; 134-26; 137-29; 141-10, 11; 145-06; Слуды, КЦНТК: 136-13; 139-05; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-08; Никифорово, КЦНТК: 085-29, 30; Уст., Игумново, ОНМЦК: 003-30, 33; Романьково, ОНМЦК: 003-03, 13, 14.

    32 Дуб., Расторопово, КЦНТК: 080-51, 52, 53; Залес., Залесье, КЦНТК: 109-09; Крутец, КЦНТК: 113-33; М.Восное, КЦНТК: 114-13; Ярцево, КЦНТК: 115-26; Мод., Плотичье, ШТНК: 075-24; Никиф., Волосово, КЦНТК: 079-22; 084-06, 07, 08; Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-24; Игумново, ОНМЦК: 003-30, 33; Кормовесово, КЦНТК: 088-72.

    33 То же: Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 080-02; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-30; 116-18; М.Восное, КЦНТК: 114-13, 22; Мод., Плотичье, КЦНТК: 145-07; Кортиха, ШТНК: 079-25; Никиф., Никифорово, КЦНТК: 085-02; КЦНТК: 085-30; Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-18.

    34 Вар.: Залес., Залесье, КЦНТК: 109-09; 112-16, 17; Никиф., Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-22; Даниловское, КЦНТК: 090-01; Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-24.

    35 То же: Мод., Модно, КЦНТК: 138-01; Плотичье, КЦНТК: 137-30, 31.

    36 Вар.: Мод., Плотичье, КЦНТК: 141-11.

    37 Вар: Пер., Поддубье, КЦНТК: 111-17 (1-2 строфы.),19.

    38 Залес., Ярцево, КЦНТК: 110-08, 16; 113-04; КЦНТК: 115-15; 115-26.

    39 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 111-40; 114-29; Избищи, КЦНТК: 116-01; М.Восное, КЦНТК: 114-21; Мод., Ванское, ШТНК: 082-29, 39; Кортиха, КЦНТК: 145-11; ШТНК: 077-37; 079-24; Красино, ШТНК: 077-40; 078-37; Плотичье, КЦНТК: 134-26; 141-12; 145-06; Слуды, КЦНТК: 136-03; 139-38; 144-16; ШТНК: 086-62; Никиф., Волосово, КЦНТК: 079-25; 084-06, 07, 08; Даниловское, КЦНТК: 089-41; 090-32; Никифорово, КЦНТК: 087-30; Уст., Игумново, ОНМЦК: 003-30, 33; Кузьминское, КЦНТК: 081-43; Софронцево, ОНМЦК: 004-26; Учхоз-Раменье, ОНМЦК: 004-32, 35; Шустово, КЦНТК: 091-08.

    40 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Волосово, КЦНТК: 084-08; Даниловское, КЦНТК: 090-32; Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-25; Никифорово, КЦНТК: 085-03, 29.

    41 Мод., Красино, ШТНК: 078-37; Слуды, КЦНТК: 143-13; Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-12.

    42 Мод., Красино, КЦНТК: 144-08; ШТНК: 077-40; 078-37; Плотичье, КЦНТК: 141-10; Слуды, КЦНТК: 144-16.

    43 Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 080-03; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 116-19; Мод., Плотичье, КЦНТК: 137-32; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Волосово*, КЦНТК: 079-25; 084-06; Даниловское, КЦНТК: 089-08; 090-32; Никифорово*, КЦНТК: 079-25; Никифорово, КЦНТК: 085-29; 087-32.

    44 Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-29; Никиф., Бородино, КЦНТК: 089-18; 090-20; Волосово, КЦНТК: 084-08; Даниловское, КЦНТК: 090-32; Никифорово, КЦНТК: 085-03, 29: 087-32.

    45 Дуб., Цампелово, КЦНТК: 081-03; Залес., Б.Восное, КЦНТК: 114-31; Крутец, КЦНТК: 113-11; Мод., Плотичье, КЦНТК: 137-32; 141-12; Слуды, КЦНТК: 136-03; Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-08; 090-32; Никифорово*, Волосово*, КЦНТК: 079-25; Уст., Шустово, КЦНТК: 091-08.
    Наверх


     
    Календарные обряды и фольклор Устюженского района / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Кулева. Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2004.


    Опрос


    Оцените качество оказаваемых услуг

    Пройти опрос


    Издания на заказ

    Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
    Корчагова Л.А. Росписи Вологодской земли. Шекснинская золочёнка
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте