Сбор киселей
Изготовление киселя |
Кисель варили из крахмала. | Глинское, 066:35; Н-Раменье, 072:04. |
На престольные праздники варили кисели; бабушка ставила девять блюд киселя. Такой же кисель варили на похоронах и на поминках — ели с пряжениками. | З.Чуди, 065:06. |
Делали овсяный кисель, ели его с черничным морсом. Такой же кисель варили на поминки. | Ягница, 069:19. |
На престольные праздники (Восьмая пятница, Вознесенье) из картофельного крахмала варили густой кисель, поливали его черничным сиропом (морсом), посыпали сахаром. | Пленишник, 065:12, 33; 071:32; 074:05. |
Изготовление “аржаного”* киселя: отходы, оставшиеся после помола зерна, замачивали, отстоявшийся крахмал кипятили в печи в чугуне и разливали на тарелки. Кисель получался густой, как студень. Его подавали в тарелках, намазывали медом, вареньем, или распаривали сушеную чернику, делали из нее морс и наливали его на кисель. | Ср.Чуди, 064:49. |
Сбор киселей |
В престольные праздники (Михайлов день, Спасов день, Восьмая) вечером парни ходили “кисели сбирать”: заходили в избу, просили. Им выносили блюдо киселя, посыпали кисель сахаром. С ребятами ходили и девки. | З.Чуди, 071:32 |
На второй день престольного праздника (Калинники — 5 сентября) парни с гармонью ходили по домам — просили киселя. Им давали киселя и наливали пива. Они в доме гуляли. | Н-Раменье, 072:04. |
С Восьмой пятницы до Заговенья гуляли три дня. В Заговенье из других деревень приходили ребята в деревни, где жили девки, с которыми они гуляли — собирали кисели. За киселем к девкам ходили и свои, и чужие парни; заходили в дом, говорили: “Давай, тётка, кисель”. Хозяйка ставила им блюдо, угощала. Кисель хлебали и парни, и девки. | Ср.Чуди, 064:49. |
На третий день престольных праздников (Кузьма-Демьян и др.) парни ходили по домам, где есть девки — собирали кисели, выпивку — “кисели хлебали”. | Глинское, 066:30, 35. |
В Вознесенье (здесь престольный праздник) парни ходили с гармошкой по домам, где есть девки — “кисели хлебали” (“у которой тёщи кисель лучше”). Их дожидались; хозяйка собирала на стол, приглашала к столу. Ребята киселя поедят, “поспасают”* и идут к другой “тёще”. Если кисель плохой — смеялись. Парни в домах у девок, с которыми гуляли, за стол не садились, киселя не ели — стеснялись. | Пленишник, 065:06 |
На третий день престольного праздника ребята ходили по домам, где есть девки — собирали кисели. “Артель” ребят приходит из Пленишника в другую деревню; про них говорят: “Пленишски киселёвники пришли”. | Пленишник, 065:12 |
В Восьмую парни гуляли в д.Чуди. Первый день “гуляют пьяны” — ходят по ребятам, пьют вино, дерутся. На второй день вина нет — идут по девкам “хлебать кисели”. Мать ставит кисель парню, с которым гуляет ее дочь. В Пленишнике “такой моды не было”, а в Чудях был такой обычай. | Пленишник, 065:33 |
На второй день престольного праздника (Вознесенье) ребята идут по всем девушкам — собирают кисели. Их угощают вином, пирогами, киселем. | Пленишник, 066:10 |
Матери девушек на праздники варили по чугуну киселя; девушки приглашали парней на кисель. Ребята собирают кисели на третий день праздника — ходят с гармошкой по домам, где есть девки; матери девушек их угощают. Пока парни идут от дома до дома, поют песни. | Пленишник, 074:05 |
На второй и на третий день Воздвиженья парни собирали кисели по девкам: человек двенадцать приходили в дом, просили киселя, садились за стол, ели. | Ягница, 069:19. |
Драки
В религиозные праздники приезжали гулять ребята из разных деревень. Были “схватки” деревня на деревню; дрались из-за девок. | Пленишник, 065:14; 073:14; Ягница, 069:01. |
Парни ходили гулять по чужим деревням. Отсюда ходили в Акиньхово, Песье, Хохлово — там были заведены девки, к ним ходили. | Ягница, 077:15. |
Атаман |
У ребят был заводила, который “шайку” собирал. | Пленишник, 073:14 |
Атаманы были; девки любили бойких ребят. | Ягница, 077:18. |
Начало драки |
Гармонист играл “под драку”. Перед дракой “зачастит” (заиграет быстрее и резче), гармошку бросит, заорёт, к нему подбегают, и начинается драка. | Глинское, 066:61. |
Когда молодежь гуляла по деревне, парни шли впереди, играли на гармони, плясали. Тех, с кем будут драться, перед дракой парни дразнили песнями — “подковырку” делали; перед дракой бросали на землю пиджаки и кепки; девки их подбирали. | Пленишник, 065:14 |
Парни гуляли по деревне — шли пьяные с гармонью, пиджаками по дороге хлопали. | Пленишник, 073:14 |
Перед дракой партии парней шли навстречу друг другу. Парни опирались на палки-клюшки, били палками о землю, махали руками, пели матюжные частушки, хоркали. Когда встречались, “гармоньей в гармонью стукались”. К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка. | Ягница, 077:15, 18, 28. |
Правила драки |
В драке лежачего не били, ногами не пинали. Гармонист участвовал в драке. | Пленишник, 065:14 |
Было заведено, что если кто-то их драки убежит, его свои же потом и набьют. | Ягница, 077:18. |
Атаман наказывал парням, чтобы не бегали от драки. | Ягница, 077:28. |
Оружие в драке |
У парней были палки: вересовые, черёмуховые, металлические — с ручками и без ручек. На палках из черемухи вырезали рисунки. Дрались кастетами, гирькой, подвешенной на цепочку. | Пленишник, 065:14 |
Парни ходили с вересинкой* с загнутым концом — как тросточка. На ней “для форса” вырезали узоры. Тростями дрались, но мало. У хулиганов были ножи — дрались с ножами, зарезали. | Пленишник, 073:14 |
Из вересины*, ивы делали палки-“клюшки” с завитушкой на конце. На ивовых палках вырезали рисунки. С этими палками ходили гулять, ими дрались. Дрались кулаками, гирьками. | Ягница, 077:15. |
Наверх
|