Центр народной культуры г. Вологда

Узнайте больше о традиционной культуре

Календарные праздники и обряды Череповецкого района

Зимние календарные праздники и обряды

  • Обход домов на Филиппово заговенье (сбор "заговенья")
  • Рождественско-новогоднее обрядовое печенье
  • Обходы домов на Рождество и Новый год (колядование, сбор "коровушек и "васильков")
  • Святочные гадания
  • Святочные игры
  • Крещенские обряды

  • Обход домов на Филиппово заговенье (сбор "заговенья")

    В Заговенье маленькие ребятишки собирали “заговенье”. То, что насобирают, ели. Взрослые так не ходили. Глинское, 066:27.
    Маленькие дети бегали с беседы собирать “заговенье”; кричали на мосту*: “Подайте-ко заговенья!”, потом заходили в избу. Хозяйка им отрезала кусок пирога или хлеба. Ягница, 074:20.
    На Заговенье раньше взрослые “артелями” ходили собирать “заговенье” — кричали под окошком. Им подавали, усаживали за стол. Глинское, 066:43.
    Дети ходили собирать “заговенье” днём, а взрослые — вечером. Глинское, 066:56.
    В Заговенье приходили девки, пели “Заговенье”, им выносили сочни из конопляного семени или рябины. Глинское, 066:64.
    “Заговенье” собирали взрослые ребята — “для смеху”. “Заговенье” просили — кричали под окошком, потом заходили в избу. Им накладывали в ведёрко щей, мяса, давали рогушки*. То, что соберут, они раздавали нищим старикам. Пленишник, 073:04,05.
    Молодёжь ходила собирать “заговенье” — просили у двери. Им давали щей, пирогов, молока, олашек. Собранное они отдавали бедным и ели сами. Пленишник, 074:01, 02.
    В Заговенье ходили ряженые — просили “загушки” и вина. Раменье, 067:13.
    Маленькие дети ходили с мостинкой* собирать “заговенье”. Женщины ходили собирать “загушки”; рядились в старинные домотканые сарафаны; рядились “цыганами” — с палкой, с “ребёнком” из тряпок. “Цыгане” “гадали”, им давали мяса, яиц, вина — собирали до ведра свинины. “Загушку” кричали под окошком. То, что соберут, ели сами. Плосково, 076:31, 32, 33.
    В зимнее Заговенье собирали “заговенье”. Ходили смешными ряжеными, “цыганами”; одевали шубу, шапку кверху мехом, обвязывались кушаком, мазались углем, на лицо надевали капроновый чулок, привязывали между ног морковину. Ряженые могли сами взять что-нибудь со стола. После того, как насобирают, в каком-нибудь доме устраивали угощенье.  Бор, 064:15.
    “Загушки” собирали пожилые — ходили с котелком, с корзинкой. Рядились цыганами, пели. Им давали похлёбку. Пленишник, 065:33
    В Заговенье перед Филипповкой* парни собирали яйца — кто что даст. Собирать ходили ряжеными: шубу вывернут, кушак навяжут, шапку наизнанку наденут, сажей намажутся. Потом парни и девки собирались и устраивали гулянье.  Ср.Чуди, 064:32.
    Вечером в Заговенье перед Филипповкой* молодые бабёнки рядились “в хорошее” и бегали по деревне с корзиной — собирали “заговенье” (куски): одна заходит в избу, а две на мосту* попляшут. Им в ведро наливали суп, щи; в корзинку клали пирога, рогушки, олашки — “заговеньем” называлось все, что подадут. Они потом дома собранное съедали.  Ягница, 069:19, 20, 21, 22.
    “Заговенье” собирали (“загушки просили”) взрослые ребята, девчонки, молодые женщины. Ходили вечером ряжеными с мостинкой*. Их приглашали в избу или выносили на улицу яиц, мяса — кто что даст; ряженые плясали. З.Чуди, 071:22, 23.
    В Заговенье вечером собирали “заговенье”. Ходили ряжеными — наряжались в старые бабкины “обряды”; пели “стих”. Ряженым лили молока, мясных щей, давали мяса, яиц, — у кого что есть. Потом они собирались в один дом и ели то, что насобирают. Пленишник, 066:02, 03.
    Если хозяева не дадут “заговенья”, то им “накладут матюгов”.  Пленишник, 065:05
    В Заговенье если хозяева ничего не дают собирающим, они “желают”: “Кто не даст пирога, дак корову за рога”. Глинское, 066:56.
    На мосту* пели: “Тётушка-бабушечка, подай кусок рогушечки...” и затем заходят в избу. Хозяйка подает. Если не подадут, пели плохую песню: “Летел кукшин*”.  Пленишник, 065:24

    См. также: Святочные игры: Ряженье


    Наверх


    Рождественско-новогоднее обрядовое печенье


    Обрядовое печенье в сочельники (сочни)
    В сочельники Рождества и Крещенья пекли из ржаной муки сочни, клали в них конопляное семя. Пленишник, 073:04


    Коровушки
    Бабушка делала из теста для детей “коровушки”. З.Чуди, 071:20.
    “Коровушки” делали на Рождество, потому что Христос родился в яслях. Н-Раменье, 072:06.
    В Новый год пекли “васильки” — “коровушки”; называли “васильками”, потому что в Новый год Васильи — именинники. З.Чуди, 071:22; Пленишник, 073:04.
    “Коровушки” дарили всем. Раменье, 067:11.

    Виды "коровушек", изготовление
    На Новый год делали из “тугого” теста “васильчики”: коровушек, лошадок, козлов, собак; их же называли “коровушками”. Вечером накануне праздника “коровушки” выносили на мороз, а утром ставили в печь.  Бор, 064:13.
    Накануне Рождества из теста делали “коровушки”: курочку, уточку, зайчика, птичку; выносили их на мороз. В Рождество “коровушки” “сажали” в печку и пекли, потом ели. Глинское, 066:26, 30.
    “Коровушек” (курочек, барашков) украшали басулинками*; делали носик, хвостик, рожки. Н-Раменье, 072:06.
    Делали из теста “коровушки”: украшенную височками* ёлку; кольцо из теста, на которое садили маленьких “птичек” с лапками, с хвостиком.  Пленишник, 065:12
    На Рождество делали из теста “коровушки”: барана, коровушку, курицу; их украшали — тряпочки мочили и прилепляли к тесту. Потом “коровушки” пекли в печи. Пленишник, 065:31, 33; 066:06.
    Из теста делали “коровушки”: коровушек, курочек, петушков, лошадок, зайчиков — всю скотину, какая есть. “Коровушек” украшали (“цветная коровушка”) — тестом прилепляли к бокам красивые тряпочки (височки), бумажки. “Коню”, чтобы стоял, в ноги вставляли спички. “Мигунки” делали — накатают шарики из теста и сразу съедают. Фигурки вечером выносили на мороз, утром кидали в кипяток и затем сажали в нежаркую печку. Пленишник, 066:08
    Вечером перед Рождеством делали целый противень “коровушек”: цыпушек, собачек, курочек, рыбинку. “Коровушки” делали из пресного теста (из пшеничной или, если нет пшеничной, из ржаной муки и воды, без соли). “Коровушки баские*” — украшенные височкам. В Рождество их пекли не в жаркой печке, чтобы не сгорели тряпочки. “Коровушки” съедали дети.  Пленишник, 073:04; 074: 05.
    Вечером из “крутого” теста делали целую сковородку “коровушек”: цыпушек (птичек), петушков, лошадок, собачек, рыбок, курочку-наседку, зайчика с гитарой, белочку с корзинкой и орехами, оленя с рогами, тройку лошадей с девочкой-кучером. “Коровушки” вечером выносили на мороз, а утром пекли вместе с пирогами. Потом их съедали ребятишки. Плосково, 076:36.
    Делали из теста “коровушки” — разные фигурки, все называются “коровушками”: птички, собачки, лошадки, мужики. “Барашек” — разрезали у фигурки ножиком ножки, делали рожки, обвивали жгутиком и заворачивали петельку. “Птичка” — в середочке ямочка-углубление; в нее клали “яички”. “Наседочка” — кружочек из теста, на который посажены маленькие “птички”. “Лошадь с санями” — в “сани” садили “мужиков”, “детей”. “Коровушек” украшали цветочками, петельками, разноцветными ниточками. Вечером их выносили на мост*, на холод, а утром пекли. Плосково, 076:42.
    Делали “тянитолкая” — сзади голова и спереди голова. Раменье, 067:16.
    На Рождество делали “баские” “коровушки” — на боках в тесте делали прорези и вставляли туда височки; из теста делали “веревочку” и сверху надевали на “коровушку”. Раменье, 067:11, 16.
    Вечером перед Рождеством делали “коровушки” — барашки и др. “Коровушке” делали рожки, обворачивали веревочку через спину и на хвостик. Слепленные “коровушки” выносили на мороз. Ср.Чуди, 064:34, 36.
    Из ржаной муки делали “коровушки” — с рогами, с ушами, с хвостом. Делали “курочку”. Ягница, 069:02, 03.
    На Рождество пекли “коровушки”: коровушек, рыбок, курочек, барашков, наседочку (“насадят на нее курочек”), большого быка, курочку (ей в клюв вкладывали тряпочки). “Коровушку” украшали — делали на спине из теста тарелочку и в нее клали украшения. Делали из теста “небольшую девчоночку” с головушкой, в платьице, с ножками, с ручками — “плаксу”; потом ее съедали. Делали “мигунки” (Пришел из соседней деревни парень, сказал: “Давай я тебе „ мигунков“ сделаю”; дала ему немного теста, он повертел и съел — “вот тебе и мигунок”). Ягница, 074:17, 19.
    Из теста делали “барашков”, “петушков”, “зайцев”. Украшали их ленточками. Ягница, 077:28.

    Назначение "коровушек": дарили парням
    Накануне Рождества делали “коровушки”. В Рождество на беседе девка дарила “коровушку” своему парню. Пленишник, 065:12
    На Рождество “коровушки” девушки дарили парням.  Ягница, 077:28.
    Парни просили: “Девки, давайте коровушок”. Девушки им дарили. Пленишник, 066:06; 074:05.
    Девушки для своих парней делали “коровушки”, украшенные тряпочками и в Рождество дарили, а парни в Крещенье приносили с базара конфеты и дарили девкам. Пленишник, 066:08; 073:04; Плосково, 076:36.
    Для парней девушки делали большую “коровушку” с височкам* (“баская коровушка”) — как курочка с цыплятами: на кольцо из теста по краям кругом садили цыпляток, в клюв вставляли височки; украшали плетешком из теста. Ее хранили до Крещенья; в Крещенье дарили парням, а парни покупали девкам семя (семечки). Ср.Чуди, 064:34, 36.
    В Петров день ребята с девками ходили в Весьегонск — парень покупал девке конфет, а девка в Рождество на гулянии дарила своему ухажеру “коровушку”. Девушка для парня делала большого “барана”, украшала его височкам.

    Пленишник, 065:31, 33.
    Назначение "коровушек": ставили на божницу
    Одну фигурку “васильчика” (“коровушку”) ставили к иконе. Бор, 064:13.
    “Коровушку” сразу, как испекут, ставили к иконке. Ср.Чуди, 064:36.
    “Коровушки” клали на божницу. Ягница, 074:19.
    В Рождество на божницу у икон ставили “коровушки”. Они стоят там до следующего Рождества. Через год их размачивают и съедают.  З.Чуди, 071:20.
    Накануне Рождества делали “коровушки”. Одну “коровушку” ставили к иконам, она стояла год. Через год ее отдавали скотине или относили на кладбище. Н-Раменье, 072:07.
    В Рождество к иконе ставили “коровушки” — “в год пускали”; ставили по фигурке каждого животного: “коровушку”, “лошадку”, “поросенка”, “овечку”, “курочек” — какую скотину держали, такую и “пускали”. “Коровушки” стояли у иконы целый год, чтобы скотина велась. Через год, в следующее Рождество, их размачивали и скармливали скотине. Пленишник, 073:04
    Первую испеченную “коровушку” ставят на божницу. Для божницы делали “коровушку” с рожками, навивали на рожки и заворачивали за хвостик тоненькую веревочку из теста. Через год, в Рождество, “коровушку” съедали. Пленишник, 074:05
    В Рождество к иконе ставили “коровушку” с рогами, украшенную золотиночками. Через год ее снимали с иконы и отдавали скотине.  Плосково, 076:36.
    Назначение "коровушек": одаривали колядовщиков

    См.: Обходы домов на Рождество и Новый год


    Наверх


    Обходы домов на Рождество и Новый год (колядование, сбор "коровушек и "васильков")

    Накануне Нового года и Рождества ходили ряжеными, просили “коровушек”. Хозяева подавали. Собирающие запоминали, кто какого “васильчика” (“коровушку”) дал. Бор, 064:11, 12, 13.
    В Рождество маленькие дети ходили по домам колядовать — собирали “коровушки”. “Коровушками” обменивались, потом их ели. Глинское, 066:30, 63.
    Маленькие в Рождество и в Новый год бегали с “Колядой”, у дома кричали. На Рождество собирали “коровушки”. В старый Новый год (накануне и в сам праздник) просили “васильчика” — любой пирог. Колядовщикам давали картофельные “натирыши”. З.Чуди, 071:13, 14, 16, 20.
    Днем в Новый год маленькие дети бегали просить “васильков” (пирога-ягодника, рогушки), заходили в избу. Старшие просили под окном “васильков” вечером накануне Нового года.  З.Чуди, 071:22.
    На Рождество дети ходили по домам, кричали под окошком — просили “коровушек”. Их приглашали в дом, давали “коровушки”. Дети их съедали. Н-Раменье, 072:06, 07; Ср.Чуди, 064:46, 47
    Вечером накануне Нового года ходили собирать. Пленишник, 065:04
    В Новый год ребятишки бегали по деревне — собирали “васильки”; в Рождество собирали “коровушки” — пели “Каледу”. Им сразу давали. Пленишник, 073:04, 074:01, 05.
    В Рождество молодые ребята собирали “коровушки” — под окошком кричали “Коляду”; им давали. Если не дадут, они кричали, что корову уведут.  Плосково, 076:35.
    В Рождество и в Новый год девчонки заходили в избу и просили: “Баушка, али дедушко, дайте коровушку”; “Тётушка-дядюшка, дай коровушку”. Им давали по одной “коровушке”. Ягница, 069:02, 03, 04.
    Утром маленькие дети ходили собирать “коровушки”, кричали: “Коровушку-безголовушку!” — кто-нибудь для смеху головушку и откусит. Ягница, 074:17.

    Наверх


    Святочные гадания

    “Зачуркивались”* и смотрели снизу вверх по лестнице в церковь: девушка увидела себя в гробу, вышла замуж и умерла. Бор, 064:15
    “Зачуркивались” до Крещенья — ходили на кресты*, вызывали какого-то духа, слушали: если топором рубят, значит гроб (смерть), в гармонь заиграли — к замужеству. Бор, 064:15.
    Накануне Нового года “зачуркивались” за деревней. Когда зачуркивались, “нечистых собирали”. З.Чуди, 071:22; 074:03.
    “Зачуркивались” на крестах: обходили круг (вытаптывали на снегу круг), вставали в середину, говорили: “Суженой-рїженой, приди ко мне”, слушали: если забрякают колокольчики, значит сваты приедут. По одной так не ходили — ребята пугали. Ср.Чуди, 064:49.
    Чтобы увидеть жениха, гадали в нежилом доме в трубу — клали зеркало на печной шесток и смотрели. Ребята подслушали, что девушки пойдут гадать, пришли и с крыши закричали в трубу.  Глинское, 066:66.
    В Новый год гадали в поле на веху* — подкатывались к девятой от деревни вехе, приговаривали: “Девїта веха, скажи жениха”. З.Чуди, 071:32.
    Подкатывались к воротам дома, где есть женихи (парни).  Пленишник, 074:03
    Гадали на блюдечке.  Пленишник, 074:03
    Гадали на Евангелии — клали что-то в блюдечко и загадывали. Бор, 064:15.
    Насыпали в снятые с рук кольца овёс, приносили петуха — в чье кольцо петух клюнет, та девушка и замуж выйдет. Ср.Чуди, 064:49.
    Садили в спичечный коробок таракана и клали под подушку — что приснится. Ср.Чуди, 064:49.
    При гадании надо снимать нательный крест, потому что призывают “плохих”. Глинское, 066:26.

    Наверх


    Святочные игры


    Молодежные беседы-"святки"
    Время проведения "святок"
    Зимой молодежь собиралась на "святки" — вечеринки.  Бор, 064:15; Глинское, 066:26
    "Святки" делали осенью, когда соберут урожай. Гуляли по три дня. Глинское, 066:64
    "Святки" — вечера, на которые собирали девок из соседних деревень. "Святки" проводили осенью и весной, когда запашутся — после Егория и после Пасхи. Пленишник, 065:06, 16
    "Святки" делали в любое воскресенье — и летом, и зимой — когда молодежь соберется. Молодежь собиралась со всех деревень, когда провожали ребят в армию. Пленишник, 073:08, 25
    "Святки"-вечёрки делали вечером в праздник. Начинали проводить "святки" с октября-ноября, когда выжнутся и измолотят рожь. Ср.Чуди, 064:32
    "Святки" начинались "когда придётся". С Рождества до Крещенья [календарные святки]. Ягница, 069:01
    Подготовка к "святкам"
    Деревенские девки ходили в другие деревни (за реку) за "госьям" ("за чужим девкам"), приводили их на "святки".  Бор, 064:15.
    Парень, который гулял с девушкой из другой деревни, просил девку из своей деревни, чтобы она привела ту на "святки". Девки из деревни, в которой проводятся "святки", ходили в чужие деревни и приводили оттуда гостьей.  Глинское, 066:64.
    Когда собираются делать "святки", парни "рядят"* на двое суток избу, идут к девкам и говорят, чтобы они шли за "госьям". Девки идут в деревни, где живут родственники и приводят оттуда гостьей — девушек из чужих деревень. Пленишник, 065:16; 073:08, 25.
    Для проведения "святок" ребята выкупали дом — привозили хозяевам дрова, приносили кусочки (еду). На "святки" обязательно приводят из чужих деревень троих-четверых девок — гостьей.  Ср.Чуди, 064:32.
    Проведение "святок" и бесед
    На "святки" собирались свои девки и парни; со всей округи приходили гостьи; старики приходили смотреть. На "святках" плясали. Потом парни провожали гостьей. Пленишник, 065:16; 073:25.
    На "святки" приходили ребята из чужих деревень. Ягница, 069:01.
    Девушки из других деревень (гостьи) приносили с собой по несколько платьев; во время святок переодевались — днем гуляют в одной одежде, ночью переодеваются в другую. Бор, 064:15; Глинское, 066:64.
    Проводили три беседы по возрастам — маленькая, побольше и большая. На беседах девки пряли; парни у девок поджигали "кужли". Плясали "Русского"  Глинское, 066:45.
    На "святках" гостьи садятся на лавки. Когда приходит гармонист, пляшут, поют частушки. Ср.Чуди, 064:32.
    На "святках" плясали. Бор, 064:15; Глинское, 066:26, 64; Ягница, 069:01.
    В "святки" и зимой на беседах играли "в номера": все садились на лавки (парень садился к девушке на прялицу), один парень лишний — без девки: "чайник повесила" — девка изменила парню; "трубу получил" — парень "посватался", а ему отказали. Ягница, 069:01, 074:23; Пленишник, 065:16.
    Раньше девушки вставали в круг, вызывали парня. Он входил в круг, поворачивался, подходил к девке, и они целовались. Девушки пели какие-то песни. Ягница, 074:23.


    Шалости молодежи
    Воровство саней
    На Новый год спускали под гору дровни. Бор, 064:26
    В Рождество воровали в колхозе дровни, катались на них с гор. Глинское, 066:69
    В Новый год катались на дровнях с горы. Могли утащить дровни с сеном. Пленишник, 065:06

    Ср.: Масленичные обряды: Катание с гор



    Выстилание дорожки
    Ночью в святки (перед Новым годом) между домами девки и парня, которые вместе гуляют, молодежь выстилала соломой или посыпала песком дорожку. Бор, 064:26; Глинское, 066:26, 69; Ср.Чуди, 064:36.
    В Новый год каждый парень стелил соломой дорожку к дому своей девки — считалось, что это хорошо; девка высыпала дорогу к парню. З.Чуди, 071:32; Ср. Чуди, 064:36.


    Запирание дверей
    Накануне Нового года заваливали "крыльца" домов, в которых есть девки. Бор, 064:26; Глинское, 066:26; З. Чуди, 071:22, 32; Ср. Чуди, 064:36.
    Загораживали двери так, чтобы хозяева не смогли выйти из дома. Глинское, 066:69;

    Пленишник, 065:06.

    В святки на дверную скобку* наматывали нитки, чтобы не выйти было из дома. Ср.Чуди, 064:49.
    Ряженье

    "Цыганами", "стариками", "нищими"
    В Рождество, Новый год ходили ряженые. Наряжались “цыганками”, “цыганами”, “нищими”, “барынями”. Ряженые просили по домам, им подавали. Ряженые женщины прибегали на беседу, плясали. Глинское, 066:26, 54, 64; Пленишник, 073:08.
    Рядились “старухами”, “солдатами”. Из других деревень приезжали ряженые. Ряженые ходили с гармонью, плясали. З.Чуди, 071:19.
    В Рождество ходили ряженые. Наряжались в лохмотья, выворачивали шубы, изменяли голоса. Ряжеными ходили больше женщины. На “святки” (молодежные вечера) и “молодятина” рядилась в старую тканую одежду. Пленишник, 065:06
    В святки ходили ряженые — девки рядились в парней. Ряженые днем ходят по деревне, пляшут середь деревни, вечером приходят на “сходки”. Бабы приходят смотреть на девок. Пленишник, 065:33
    Деревенские бабы рядились “нищими” (в лаптях), “барыням” (в красивых платках). Девки мазались сажей. Ряженые ходят по деревне с гармонистом, подходят под окошко, поют песни, пляшут, в дом не заходят — хозяева сами к ним выходят.  Пленишник, 073:08
    Маски надевали. Ягница, 069:01.
    "Покойником" (Смертью)
    На “святки” (вечерки) в 12 часов ночи приносили на досках “Смерть” — одета во все белое, как покойник. “Смерть” соскакивала с досок и начинала всех хватать; все разбегались. Глинское, 066:54, 64.
    “Покойником” рядились — во все белое. “Покойника” приносили в избу, клали на лавку. Пленишник, 073:25
    Ряженые вставляли зубы из картошки, мазались мукой. Раменье, 067:16.

    Лошадью" (Смертью)
    Рядились “лошадью”. З.Чуди, 071:19; Ягница, 069:01.
    Делали “кобылу”; садились на нее верхом. Пленишник, 065:33
    “Лошадь” ходила по деревне ( в д. Красный Двор): два человека под пологом на четвереньках.  Бор, 064:15.
    “Кобылу” рядили: женщину закрывали пологом. Ряженый цыганом “кобылу” “продавал”. Глинское, 066:54.
    Ряженые приводили на беседу “лошадь”: между двумя мужчинами протягивали “кужу”*, вместо морды привязывали “копыло” от швейки, сверху набрасывали полог, делали из соломы хвост, пришивали уши. “Лошадь” плясала, ржала, пинала задними ногами. Пленишник, 065:06
    “Лошадь” (“кобылу”) делали: натягивали на себя полог, навязывали колокольчики, вместо головы ставили ухват. “Лошадь” приводили на “святки”, где гуляла молодежь. Она плясала, всех ловила. Пленишник, 073:08, 25.

    Наверх


    Крещенские обряды

    Обряды водосвятия
    В Крещение ходили в церковь. Глинское, 066:26.
    В Крещенье в 12 часов ночи вода везде становится святая. В сочельник в 12 часов ночи набирают воду из колодца. После Крещенья во всех колодцах вода святая весь год — никогда не цветет. В реке вода не святая — цветет.

    Пленишник, 073:07, 22
    Обмен парней и девушек подарками
    В Крещенье парни ходили на рынок и покупали девкам конфеты. Девки вышивали ребятам по платочку. На “весёлых вечерах” обменивались: парни давали девкам конфеты, девки им — платочки, кисеты.  Раменье, 067:07.
    Девушки вышивали на платках имя парней и дарили им. Ягница, 077:28.

    См. также: Рождественско-новогоднее обрядовое печенье: Назначение “коровушек”


    Наверх


     
    Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.


    Издания на заказ

    Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
    Горбатова Т.В. Росписи Вологодской земли. Кичменгско-городецкая роспись
    Заказать почтой

    Полезные ссылки

    Задать вопрос


    Группа ЦНК Вконтакте